Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении механизмов формирования самооценки и факторов, влияющих на ее становление и развитие.
Объектом исследования является самооценка, ее становление и развитие.
Предмет исследования – факторы, влияющие на становление и развитие самооценки.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Понятие самооценки и ее виды
Уровни самооценки
Механизмы формирования самооценки
Этапы становления самооценки

Глава II. Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки
2.1. Семейный фактор – основной фактор развития самооценки
2.2. Социальные факторы
2.3. Фактор физического «Я-образа», влияющий на становление самооценки
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по общей психологии Проблема самооценк.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Принцип социального сравнения. Хотя многие элементы нашего «Я» выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинстве случаев они соотносительны и молчаливо подразумевают какое-то количественное или качественное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое наличное «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания - с достижениями. Во-вторых, он сравнивает себя с другими людьми.

     Первый  момент отражен уже в знаменитой формуле У. Джемса: 

                                        Успех

     Самоуважение   ------------------

                                    Притязания 

     Одному  человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Чем выше уровень притязаний, тем  труднее их удовлетворить. Правомерность формулы Джемса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, показывающих, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей.

     Но  процесс социального сравнения является двусторонним. Индивид воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других - по себе. Возникает вопрос: когда «другой» служит прототипом «Я», а когда, наоборот, «Я» служит отправной точкой, референтом восприятия «другого»? Хотя самопознание всегда считалось трудным, люди обычно считают, что о себе судить легче, чем о других, и больше доверяют таким суждениям, особенно если речь идёт о внутренних состояниях, мотивах и т. д., отсюда и пословица: «Чужая душа – потемки». По то, что кажется нам «непосредственным знанием себя», в действительности есть итог сложною процесса атрибуции (приписывания себе определенных свойств).

       Хотя частные самооценки являются  важными индикаторами, показателями  того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о структуре и динамике самосознания личности в целом. Чтобы схватить человеческое «Я» в его единстве, нужно гораздо более сложные исследования и теоретические модели. 

     2.3. Фактор физического «Я-образа», влияющий на

     становление самооценки

     Анализ  литературы показывает, что у физически  неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межличностного восприятия и общения, а также трудности самопринятия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирования 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оценивать свой физический облик как «нелепый» и «вызывающий отвращение» [12].

     В формировании самосознания подростков аффективные и когнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причинно-следственный круг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии «аффекта» и «интеллекта», так что любые изменения в одной из сфер захватывают и распространяются на систему в целом.  Бедность, когнитивная упрощенность образа Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структуру шкал  из травматического негативного опыта общения со значимыми другими с необходимостью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередь требует и находит рациональные подтверждения собственной «плохости». Метафорически этот порочный круг можно было бы представить следующим образом: «Я - толстая, у меня нет друзей, спорт и развлечения не для меня, а для других - я просто слониха, конечно, я никчемный человек, и никаких других чувств, кроме сожаления и неприязни к себе, ожидать не могу, и с этим согласна; что, кроме сожаления и неприязни, может вызывать человек, который толст, как бочка, танцует, как гиппопотам на льду, развлечения ему недоступны, а сверстники его сторонятся?». В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качеств с их эмоциональной оценкой круг этот может запускаться как когнитивной, так и аффективной составляющей самосознания с неизменным итоговым самонеприятием. На поведенческом уровне в наиболее типичных случаях подобный вариант самоотношения ведет к сужению круга общения, бездеятельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес «Я».

     В школьные годы внешний облик ребенка  во многом определяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на общей самооценке. Известно, как жестоко страдают дети, по своим физическим особенностям выделяющиеся из класса. Обычно это дети - изгои, "козлы отпущения", предмет насмешек и издевательств -  «жиртрест», «очкарик», «прыщ», «рыжий, рыжий, конопатый» и т.д. в том же роде, вплоть до приписывания детям с физическими отклонениями отрицательных душевных качеств. Подростки с заметными отклонениями в физическом развитии в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующей формированию негативного «Я-образа», зависимости от окружения или бунта против него.

     Самооценка  тесно связана с ожидаемой  родительской оценкой — так называемая "эхо-самооценка", или зеркальное отражение в самооценке родительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. «Я больная - так и мама считает», «Я честная. Так мама говорит», «Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть». Даже самостоятельно придумывая свободные шкалы самооценивания, дети часто говорят: «Как считают родители, я…», «Мама мне часто говорит, что я...». Самооценка как бы отстает в своем развитии, продолжая оставаться «линейной функцией» от отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайно психотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складывающихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семье сталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугубляет его чувство неполноценности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка –  это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

     Отношение к себе, т.е. самооценка формируется  в течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые  обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в целом.

     Самооценка, как составляющая «Я-образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция – тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[12]. Так как лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного «Я-образа» ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки.

     Таким образом, знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменить жизнь каждого человека.  

                                                       Список литературы

  1. Аронсон Э.  Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме – М: Олма-Пресс, 2004.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  3. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи – СПб: Питер, 2003.
  4. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.

5. Коллектив.  Личность. Общение: Словарь социально-психологических  понятий под редакцией Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е.

  1. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. – Воронеж: Модэк, 1997.
  2. Немов Р. С. Психология. Книга 1.
  3. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, (Серия «Библиотека психолога»).

9. Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003

    10. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

12. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ» – М., 2003.

13. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

  1. Шибутани Т Социальная психология – М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Информация о работе Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки