Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении механизмов формирования самооценки и факторов, влияющих на ее становление и развитие.
Объектом исследования является самооценка, ее становление и развитие.
Предмет исследования – факторы, влияющие на становление и развитие самооценки.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Понятие самооценки и ее виды
Уровни самооценки
Механизмы формирования самооценки
Этапы становления самооценки

Глава II. Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки
2.1. Семейный фактор – основной фактор развития самооценки
2.2. Социальные факторы
2.3. Фактор физического «Я-образа», влияющий на становление самооценки
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по общей психологии Проблема самооценк.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

Глава I. Теоретические основы изучения самооценки 

    1. Основные  направления изучения самооценки в  трудах отечественных и зарубежных психологов
    2. Понятие самооценки и ее виды
    3. Уровни самооценки
    4. Механизмы формирования самооценки
    5. Этапы становления самооценки
 

Глава II. Основные факторы, влияющие на  становление и развитие самооценки 

2.1.    Семейный фактор – основной фактор развития самооценки

2.2.    Социальные факторы

2.3.   Фактор физического «Я-образа», влияющий на становление самооценки 

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

       Самооценка является одним из  существенных условий, благодаря  чему индивид становится личностью.  Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

       Самооценка является центральным  звеном произвольной саморегуляции,  определяет направление и уровень  активности человека, его отношение  к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

       Самооценка позволяет сохранить  устойчивость личности независимо  от меняющихся ситуаций, обеспечивая  возможность оставаться самим собой.

       Самооценка интерпретируется как  личностное образование, принимающее  непосредственное участие в регуляции  поведения и деятельности, как  автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся  при активном участии самой  личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Цель  данной работы заключается в изучении механизмов формирования самооценки и  факторов, влияющих на ее становление  и развитие.

Объектом  исследования является самооценка, ее становление и развитие.

Предмет исследования – факторы, влияющие на становление и развитие самооценки.

В соответствии с целью, были поставлены следующие  задачи:

1. На  основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии.

2.  Определить  сущность понятия «самооценка».

3. Выявить  основные факторы, влияющие на  становление и развитие самооценки.

Методом исследования является теоретический  анализ литературы. 

Глава I. Теоретические основы изучения самооценки

1.1. Основные направления  изучения самооценки  в трудах отечественных  и зарубежных психологов

     Проблема  самооценки, как одна из центральных  проблем психологии личности, изучалась  в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

     Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, Г.Л. Собиева, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон, А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, С. Куперсмит, К. Левин,  К. Роджерс,  М. Розенберг,  3. Фрейд,  К. Хорни.

     Первопроходцем  в области изучения самооценки можно  назвать У.Джемса, который начал  изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания.

     В зарубежной психологии самооценку рассматривают  в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [2].

     В психоаналитической теории рассматривается  положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующее действительности.

     Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе.

     Бихевиористы  анализируют самооценку с точки  зрения теории научения (Бандура А., Мид Г., Скиннер Б.). А. Бандура рассматривает  самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики.

     В гуманистической теории А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может  быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности.

     В интеракционистском подходе Вебстер М., Кули Ч., Собичек Б. внимание акцентируется на личности, которая формируется на основе опыта, получаемого индивидом при взаимодействии с другими. То есть, самооценка, и представление человека о себе обусловливаются реакциями и мнениями других о человеке.

     Представитель феноменологического подхода Н. Бранден указывает на тот факт, что самооценка, представление человека о самом себе играет важную роль в понимании человека. Он определяет самооценку, как аспект самоуважения, уверенность человека в том, что используемые им методы взаимодействия с действительностью принципиально верны и отвечают требованиям реальности.

     Зарубежные  психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. При этом сама социальная среда понимается ими как враждебная человеку. Ограничение роли самооценки только приспособительной функцией отрицает активность личности и функцию самооценки как одного из механизмов, реализующих эту активность.

     Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я». В зарубежной психологии так же принято рассматривать самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой».

     Описательную  составляющую «Я-концепции» чаще называют «Я-образом» или «картиной Я»; составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

     Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

     Таким образом, можно отметить, что самооценка представляет собой иерархически организованное, системное образование, все элементы которого – структурные компоненты, формы, виды, показатели – развиваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. Качественная специфика каждого из них определяет логику его развития, соотносящуюся с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

     В исследованиях отечественных психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также – самосознания и самооценки.

     Самооценка  может рассматриваться в виде осознания индивидом моральных  качеств личности (Ковалев А.Г., Крутецкий  В.А., Мясищев В. М., Платонов К. К.).

Проблема  становления самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались  в работах: Ананьева Б.Г., Божович  Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева A.H., Мерлина B.C., Рубинштейна С.Л., Столина В.В., Чесноковой И.И., Шороховой Е.В.

     В концепции С.Л. Рубинштейна самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание связано с самооценкой, которая существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [11].

     По  А.В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [4, с. 97].

     По  Леонтьеву А.Н. самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок.

     Зейгарник Б.В., Лурия А. Р., Рубинштейн С.Л., Соколова Е.Т., Федотова Е.О. рассматривали особенности самооценки при различных отклонениях от нормального интеллектуального и личностного развития.

     И.И. Чеснокова под самооценкой понимала взаимодействия двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания, создавая особое образование самосознания личности – самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности.

     Проведенный теоретический анализ подходов показал, что в рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания (Ананьев Б.Г., Кон И.С., Рубинштейн С.Л., Спиркин А.Г., Столин В.В., Чеснокова И.И.).

     Самооценка  включает в себя умение оценить свои силы и возможности, она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели.

     Таким образом, самооценка является, одной  из форм проявления самосознания, оценочной  составляющей «Я-концепции», аффективной  оценкой представления индивида о самом себе, которая может  обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Я-образа» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Развитие самооценки происходит во время всей жизни человека, и «именно ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно» [10, с. 216]. 
 
 

1.2. Понятие самооценки  и ее виды

     Самооценка  – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных  качеств, достоинств, недостатков [7] и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения [1]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью  целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать.

Информация о работе Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки