Основные факторы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Какие же причины влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Работа содержит 1 файл

IV.docx

— 43.10 Кб (Скачать)

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря  которой возникают и развиваются  его индивидуальные качества. Эта  программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной  стороны, в основе биологических  процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых  зависит от социальной структуры  общества, от условий воспитания и  обучения, забот и усилий родителей  и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными  потребностями человеческого существа, которые включают потребности в  воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие  от других членов общества. Вместе с  тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Таким образом, благодаря биологическому фактору  создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Темперамент тесно связан с другими особенностями  личности. Он является как бы той  природной канвой, на которую жизнь  наносит узоры характера.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах  человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это  на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную  личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством  является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые  совершает человек.

Из сказанного о темпераменте, из приведенного выше его определения вытекает, что  темперамент как личностная особенность  человека имеет свои собственные  свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической  жизни человека.

Также с  помощью наследственности человеку передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические  особенности организма. К ним  относятся, прежде всего, особенности  строения головного мозга, органов  чувств и движения, свойства нервной  системы, которыми организм наделен  от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки  развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются  в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают  новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой  способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности  его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в  процессе жизни – системы условных рефлексов. Задатки – это то, на основе чего у человека формируются  те или иные способности. Задатки  – это также предпосылки к  формированию и развитию способностей, то есть то, что дано (или задано –  отсюда название «задатки») человеку еще  до того, как у него будут формироваться  и развиваться соответствующие  способности.

У человека имеется множество  различных способностей, которые  делятся на следующие основные группы: природно-обусловленное (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально-обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо  называют приобретенными), общее и  специальные способности, предметные и коммуникативные способности.

Способности человека могут  находиться на разных уровнях развития, и в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание  задатков как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека способностей определенного  уровня. В этом случае в качестве задатков или предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более  низкого уровня. При этом способности  более низкого уровня развития не обязательно являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное в школе, может выступать  в качестве предпосылки, задатка  к развитию способностей к высшей математике.

К биологическим факторам развития личности относятся врожденные особенности человека.

Это такие особенности, которые  ребенок получает в процессе внутриутробного  развития, обусловленные рядом внешних  и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное  влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные  реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа  таких послеродовых осложнений, как  неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует  особо подчеркнуть, что все трудности  вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой  дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение  к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у  будущего ребенка ощущения счастья  и силы, которые передаются ему  через уверенную в себе и спокойную  мать.

После рождения ребенка процесс  его развития характеризуется тремя  последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт.

В период внутриутробного  развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает  на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни  человек не развивается столь  интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь  всего через несколько месяцев  в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и  неугасимым стремлением к знанию.

На личность человека оказывают  воздействие также кризисы возрастного  развития. Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек  оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению  потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от возможностей, которые  они имели будучи молодыми. Они  не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни.

В период возрастных кризисов могут происходить аномальные изменения  личности человека. Аномальным является такое направление развития человека как личности, в ходя которого он или утрачивает прежнее, положительные  личностные свойства, или приобретает  новые отрицательные личностные качества.

Состояние здоровья также  является одним из компонентов биологического формирования личности. Хорошее состояние  здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит процесс развития. Тяжелое хроническое  заболевание сказывается на психологии человека как личности. Больной человек  обычно чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что  доступно здоровым людям и необходимо ему самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как личность постепенно изменится.

При всей своей многочисленности представители этой расы никогда  не играли (за небольшим исключением) важной роли в истории. Этот важный факт нельзя не сопоставить с тем  антропологическим фактом, что вместимость  черепа и вес мозга этой расы меньше, чем у двух других рас, в особенности  белой. Мне кажется, что это не должно подвергаться каким-либо сомнениям.

Другим примером влияния антропологических особенностей на развитие личности являются народы древней Эллады, достигшие удивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затем погибшие вследствие особых исторических условий.

Когда возникла борьба за освобождение греков от турецкого ига, многие представляли себе, что дело идет о восстановлении того же свободолюбивого народа, который  оставил после себя замечательные  памятники мысли и культуры, хранящиеся в различных музеях. Эта мысль  увлекала многих, она возбудила симпатии к грекам со стороны лучших умов того времени, и война за их освобождение сделалась сразу популярной в  Европе.

Но когда час освобождения наступил, что же оказалось?

Древнего грека с его  живым умом и чувством, с сильной  волей уже нельзя было признать в  греках новейшей формации, обладающих иными качествами. И это потому, что древние греки переродились в другую нацию, характеризующуюся  другими антропологическими чертами, они переродились частью вследствие выселения и рабства, главным  же образом вследствие смешения с  другими племенами 

Итак, несмотря на то, что  остались те же географические условия, какие были в Греции и в минувшие века, несмотря на то, что центр цивилизации  до сих пор остается, как и ранее, на материке Европы, современные нам  греки, вследствие приобретенных ими  новых антропологических особенностей в период долгого рабства, по-видимому, не обещают сделаться великим  народом, каким они несомненно были в древности.

Согласно  буржуазной теории самовоспитание рассматривается  только как личностно значимый процесс. Источники, цели и средства самовоспитания она видит в самой личности. Отсюда и лозунг - «смотрите внутрь себя, развивайте единственное в своем  роде я». Иными словами, самовоспитание рассматривается как процесс  самоусовершенствования уединенной личности.

В действительности самовоспитание детерминируется обществом  и служит определенным общественным интересам. Самовоспитание возникает  на определенном этапе развития личности, будучи подготовлено внешними условиями, воспитанием и опытом жизни конкретного  индивида. В процессе жизни индивид  познает себя и других людей, учится соизмерять требования окружающих с  собственными возможностями. В процессе воспитания закладываются нравственные основы личности, формируются моральные  представления и понятия, убеждения, нравственные привычки и в конечном итоге нравственный идеал, регулирующий поведение в настоящем и определенный план жизни на будущее.


Информация о работе Основные факторы развития личности