Основные факторы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Какие же причины влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Работа содержит 1 файл

IV.docx

— 43.10 Кб (Скачать)

Условия различных общественных структур определяют и различают  личности.

Поскольку человек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем поведении  и деятельности. Будучи объектом, человек  в то же время является субъектом  познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разных людей разная. Она, прежде всего, зависит от истории  их развития, от политико-экономических  и общественно-педагогических условий, а также от уровня, который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность - одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности.

Общественные  условия формируют личность как  систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и  ее структуру и форму(2).

Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную  с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному  действию.

Формирование человека как  личности требует от общества постоянного  и сознательно организуемого  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм.

Форму личности характеризуют  особенности способа осуществления  ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство  или неустойчивость, твердость или  податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость - все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов  содержания личности.

Становление человека как  личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.

Каким же образом можно  представить диалектику формирования типической в социально-психологическом  смысле личности? В разных исследованиях  раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессе формирования личности. Но следует подчеркнуть, что  ни сама по себе семья, ни школа и  ни одно лишь ближайшее социальное окружение не могут сформировать фундаментальные, стержневые черты  личности человека. Процесс формирования личности не происходит в изолированной  узкой среде, он осуществляется в  контексте более или менее  развитого общения с людьми, общественными  институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или  иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания  жизни. И этот “дух времени” накладывает  определенный отпечаток на развитие и формирование личности. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и  ближайшее социальное окружение, и  массовые коммуникации (радио, телевидение, пресса, интернет и т.д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных и  характерных свойств личности, но не порождают стержневые, фундаментальные  черты личности. Личность формирует  не совокупность отдельных факторов, а система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности  самой растущей личности.

Развитие личности - это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться.

Между тем влияние на поведение  человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний  и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.

Личность - многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта - переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

Общество на каждой ступени  своего развития задает развивающейся  личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также  дает знать, какие эмоции, в каких  ситуациях и на каких уровнях  напряжения ценятся или наоборот не одобряются, предъявляет систему  общественных норм и образцов.

Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека - юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза. Онтогенез (от греч. Ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма (6).

Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие  важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, который и составляет сущность личности.

При выделении понятия  “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в  чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что  объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие “индивид” не следует  смешивать с противоположным  по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ  на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся.

В развитии личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки  развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления  жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области  изучения личности.

Формирование и развитие личности определено совокупностью  условий социального существования  в данную историческую эпоху. Личность - объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий  на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической  формации, в определенной стране с  ее национальным составом.

И.П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент  с особенностями организма человека. Он предположил, что все черты  темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности.

Согласно  учения И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической  деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной  системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной  системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных  процессов – возбуждение и  торможение.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения  и торможения:

1. силу  процессов возбуждения и торможения;

2. уравновешенность  процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность  процессов возбуждения и торможения.

Комбинацией указанных свойств нервных процессов  были положены в основу определения  типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности. По силе нервных  процессов И. П. Павлов различал сильную  и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной  системы в деятельности, поведении  человека. В итоге соотношение  типов нервной системы и темпераментов  выглядит следующим образом:

1. сильный,  уравновешенный, подвижный тип («живой»,  по И.П. Павлову) – сангвинический  темперамент;

2. сильный,  уравновешенный, инертный тип («спокойный»,  по И. П. Павлову) – флегматический  темперамент;

3. сильный,  неуравновешенный, с преобладанием  возбуждения («безудержный» тип,  по И. П. Павлову) – холерический  темперамент;

4. слабый  тип («слабый», по И. П. Павлову)  – меланхолический темперамент.

Слабый  тип никоим образом нельзя считать  инвалидным или неполноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая  свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде  и творческой деятельности, тем более  что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

Тип нервной  системы – это природное, врожденное свойство нервной системы, которая, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и  деятельности. Тип нервной системы  придает своеобразие поведению  человека, накладывает характерный  отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его  психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков  человека, ни его убеждений, ни моральных  устоев.

Психофизиологии Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. М. Русалов доказали, что нервная  система человека обладает многими  другими свойствами. Они же, в  конечном счете, пришли к выводу о  том, что в нервной системе  человека имеется не три, как предполагал  Павлов, а четыре пары основных свойств  и еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое  свойство нервной системы, как лабильность, то есть быстрая откликаемость на стимулы, а так же противоположное  ему свойство, названное ригидностью  – медленная откликаемость нервной  системы.

В связи  с этим картина о природных  основах типов темпераментов  людей (при сохранении убежденности в том, что тип темперамента зависит  от индивидуального сочетания свойств  нервной системы) стала намного  более сложной и достаточно запутанной.

В настоящее  время ученые признают, что тип  темперамента человека определяется не сочетанием трех простых свойств  нервной системы, о которых говорил  Павлов, а множеством разнообразных  свойств. Затем, ими допускается, что  разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за общение данного человека с  людьми и за его активность с неодушевленными  предметами, могут обладать разными  наборами свойств. Отсюда следует, что  один и тот же человек вполне может  обладать и проявлять в работе и в общении с людьми разные типы темперамента.

Рассмотрим природно-обусловленную  группу способностей. Это такие способности, для которых, во-первых, необходимы врожденные природные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и  воспитание, безусловно, оказывают  положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут  в их развитии, существенно зависит  от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет  с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов  в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в  баскетбол, чем тот человек, который  подобных задатков не имеет.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его  дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет  в своей основе мысль о необходимости  предоставления эмбриону и затем  плоду самых лучших материалов и  условий.

Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир  напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные  определенным образом окрашивать будущую  личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся  психики.

 

Личность  не только существует, но и впервые  рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя  проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

 Биологический фактор, связан с условиями зачатия и развития человеческого организма.

Здесь мы не можем не отметить важного значения в развитии личности тех элементов, которые известны под названием вырождения и которые коренятся в условиях неблагоприятного зачатия и развития плода. От каких бы причин не зависели эти условия - от неблагоприятной психо- или невропатической наследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия и беременности, последствием их, как мы знаем, являются дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку.

                Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Информация о работе Основные факторы развития личности