Основатель психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теории психоанализа и изучение примеров.
Задачи:
1. Рассмотреть историю развития психоанализа
2. Ознакомиться с теорией психоанализа
3. Выявить суть психоанализа

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 65.70 Кб (Скачать)

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются  некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность  всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (1 - 3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к Поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх - Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества - следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.

Фаллическая стадия (3 - 5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым - комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационноаффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение от Эдипова  комплекса совершается в конце  этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению 3. Фрейда, вынуждает  мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх - Я". Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх - Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. По 3. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5 - 12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12 - I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом  развития его "Оно", "Я" и "Сверх - Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность  и нарциссизм. В психоанализе психическую  гомосексуальность не всегда рассматривают  как грубое половое извращение. Это  могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому  полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью  в обществе лиц своего пола. Такие  люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье  и создают тесные социальные связи  в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во - первых, это динамическая концепция развития, во - вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. По словам современных американских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, 3. Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

"Необычайное развитие учения 3. Фрейда - мы не ошибемся, если  назовем этот успех необычайным, - писал современник 3. Фрейда Освальд  Бюмке, - стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, повидимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать чтонибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба". "Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики, " - писал А. Р. Лурия.

Л. С. Выготский так оценивает  историю психоанализа: "Идеи психоанализа родились из частных открытий в области  неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемое≥ ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия, ...было перенесено на ряд соседних областей - на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... - все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше".

Л. С. Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и то, что в нем лишнее и вредное. Так, он писал: "Найденное Фрейдом  решение... я не объявил бы большим  трактом в науке или дорогой  для всех, но альпийской тропинкой  над пропастями для свободных  от головокружения". В России такие  люди были: И. Д. Ермаков, С. Н. Шпильрейн, В. Г. Шмидт и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Применение на практике

4.1 Маленький Ганс (Анализ фобии пятилетнего мальчика (З.Фрейд))

Это история болезни и излечения  юного пациента, проведенная и  наблюдавшаяся отцом маленького Ганса под руководством З.Фрейда и опубликованная последним в 1909 году. Родители Ганса были приверженцами З.Фрейда и в прошлом проходили у него лечение по поводу собственных невротических заболеваний.

В один прекрасный день Ганс заболевает на улице страхом. Он обнаруживает весьма специфический страх, что его  укусит белая лошадь. Такое болезненное  состояние в психоанализе называется «фобией». До того времени положение  фобий в системе неврозов было неопределенным. В этой работе Фрейд  приходит к выводу, что что в фобиях нужно видеть только синдромы, принадлежащие к различным неврозам, и им не следует придавать значение особых болезненных процессов и что для фобий наиболее частых, как у маленького Ганса, целесообразно название истерия страха. Главное же отличие фобий и истерии, по Фрейду, в том, что либидо, освобожденное из патогенного материала путем вытеснения, не конвертируется, т. е. не переходит из сферы психики на телесную иннервацию, а остается свободным в виде страха.

Наибольшим значением для психосексуального развития Ганса имело рождение сестры, когда ему было 3,5 года. Это событие обострило его отношения к родителям, поставило для его мышления неразрешенные задачи. Через несколько дней после рождения сестры, он обнаруживает, насколько мало он соглашается с этим увеличением семьи. В анализе он откровенно обнаруживает свое желание смерти сестре.

До возникновения фобии лошадей  у Ганса наблюдались такие  невротические симптомы, как компульсивные вопросы, мастурбация с 3,5 лет, переедание и запоры в 4-5 лет. Т.е. начало этой психологической ситуации можно отнести к более раннему периоду. Задолго до фобии страха у него появились тоскливо-тревожные настроения, которые давали ему то преимущество, что мать брала его к себе в постель. Ребенок просыпался от страшных сновидений, содержание которых было, что мать ушла и теперь у него «нет мамы, чтобы ласкаться к ней». Таким образом, необходимо признать существование у Ганса повышенного сексуального возбуждения, объектом которого оказалась мать, а интенсивность которого выразилась в двух попытках совращения матери (последняя незадолго до появления страха). Это возбуждение привело Ганса к ежевечернему мастурбационному удовлетворению. Произошло ли превращение возбуждения спонтанно, вследствие отказа матери или вследствие других причин, но несомненен факт превращения сексуального возбуждения Ганса в страх. Основной причиной возникновения симптомов Ганса следует признать соблазняющую заботу матери.

В процессе анализа было выяснен, а  затем истолкован Гансу его страх  перед лошадьми, а именно то, что  лошадь - это отец, перед которым  он испытывает страх с достаточным  основанием вследствие ревнивых и враждебных желаний по отношению к нему. Подобным разъяснением Фрейд устранил у Ганса  самое существенное сопротивление  по отношению к обнаружению бессознательных  мыслей, так как отец сам исполнял роль врача. С этого времени анализ перешагнул через высшую точку болезни, материал начал притекать в изобилии, мальчик обнаруживал мужество сообщать отдельные подробности своей  фобии и вскоре самостоятельно принял участие в ходе анализа.

После этого стало возможно понять, перед какими еще объектами и  впечатлениями Ганс испытывает страх. Не только перед лошадьми и перед тем, что его укусит лошадь (этот страх скоро утихает), а перед экипажами, мебельными фургонами и омнибусами, общим для которых оказывается их тяжелый груз, перед лошадьми, которые приходят в движение, которые выглядят большими и тяжелыми, которые быстро бегут. Смысл этих определений указывает сам Ганс: он испытывает страх, что лошади упадут, и содержанием его фобии он делает все то, что может облегчить лошади это падение. Т.е. здесь проявилась амбивалентность Ганса, то, что он чувствовал вину за свои агрессивные побуждения против отца, и беспокойство за мать во время беременности. Падающая лошадь означала не только умирающего отца, но также и рожающую мать.

Заключительные фантазии Ганса, с  которыми закончилось его излечение, были следующими. Одна - о водопроводчике, который ему приделывает новый  и, как угадывает отец, больший  Wiwimacher (пенис). Это - победная фантазия, содержащая желание и победу над страхом перед кастрацией. Вторая фантазия, подтверждающая желание быть женатым на матери и иметь с ней много детей, но с коррекцией всего того, что было совершенно неприемлемо в его мыслях; вместо того, чтобы умертвить отца, он делает его безвредным фантазийной женитьбой на бабушке. С этой фантазией вполне справедливо заканчиваются болезнь и анализ.

Последствия данного анализа состояли в том, что Ганс выздоравливает, не боится больше лошадей и начинает относиться к отцу непринужденнее, о чем последний сообщает с  усмешкой. Но все, что отец теряет в  уважении, он выигрывает в доверии. Влечения же, которые были в свое время подавлены, остаются подавленными, но анализ замещает автоматический и  экспрессивный процесс вытеснения планомерной и целесообразной переработкой при помощи высших духовных инстанций. До тех пор воспитание всегда ставило  себе задачей обуздывание или правильное подавление влечений; успех при этом получался далеко не удовлетворительный, а там, где он имелся, то - к выгоде небольшого числа людей, для которых такого подавления и не требовалось

Информация о работе Основатель психоанализа