Основатель психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теории психоанализа и изучение примеров.
Задачи:
1. Рассмотреть историю развития психоанализа
2. Ознакомиться с теорией психоанализа
3. Выявить суть психоанализа

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 65.70 Кб (Скачать)

Введение

 

Психоаналитическая концепция Фрейда, возникшая в конце XIX-начале XX века, не утратила своей актуальности и сегодня, несмотря на обрастание ее различными дочерними и оппонентными теориями. Основа психоаналитического метода (расшифровка сновидений, ассоциативный эксперимент) не стареет, хотя люди, стали во многом более раскрепощенными и в ряде случаев проблемы, в частности сексуальные, оказываются не вытесненными в подсознание и легко выявляются в откровенных беседах, играющих также роль катарсиса. Тем не менее, проблема развития человека в прямой зависимости от бессознательного, является краеугольным камнем психоанализа. Эта проблема была поставлена Фрейдом, определившим место бессознательного в структуре личности. Но поскольку успехи анатомии и физиологии того времени не позволяли с очевидностью судить о локализации в мозге этой функции, Фрейд считал, что пока можно этим незнанием пренебречь.  
По Фрейду, бессознательное (Юно, Ид) это совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Это особая сфера психического, качественно отличного от сознания. Бессознательное иррационально и аморально, оно требует немедленной разрядки (удовлетворения), заряжено энергией, направленной на реализацию возникшей мотивации. При отсутствии возможности разрядки энергии бессознательного и вывода мотива в сознание этот мотив (позыв, импульс) вытесняется в глубины бессознательного и обеспечивает периодическую фрустрацию, что и приводит к невротизации личности (к возникновению, по Фрейду, динамической травмы). 

Целью данной работы является изучение теории психоанализа и изучение примеров.

Задачи:

    1. Рассмотреть историю развития психоанализа
    2. Ознакомиться с теорией психоанализа
    3. Выявить суть психоанализа
    4. Рассмотреть и изучить примеры психоанализа
    5. рассмотрение психического детерминизма, побуждений, инстинктов, принципов равновесия, психосексуальных стадий развития, структуру личности и механизмы защиты.

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал психику как  поле боя между непримиримыми  инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные  психические процессы имеют большое  значение в регуляции поведения  человека.

Почти за 45 активной научной деятельности и  клинической практики Фрейд создал:

  • Первую развернутую теорию личности
  • Обширную систему клинических наблюдений
  • Оригинальный метод лечения невротических расстройств.
  • Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими либо другими средствами.

Далее мы рассмотрим психодинамическую  теорию личности Фрейда как основу всех дальнейших исследований, таких  как психоаналитическая терапия, психоанализ  и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основатель психоанализа

 

    1. Биография

 

Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 - 23 сентября 1939), австрийский  врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним  из наиболее влиятельных психологических  учений 20 века.

Фрейд родился  во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856. В молодости интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза. В 1885–1886 работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом Буллитом. Умер Фрейд в Лондоне 23 сентября 1939.

 

 

 

 

 

1.2 Начало изучения психоанализа

 

В 1882 Фрейд  начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

В процессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в  него сновидения, т.е. психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного  сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что  уже вывел из феномена истерии, –  многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

Затем Фрейд  перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера  и что вытеснение происходит в  результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи  с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его  нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной  теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его  подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие  энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы, задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и неврозов.

В 1921 Фрейд  видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных  инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Затем теория либидо была применена к изучению формирования характера (1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В 1921, в основном для того, чтобы опровергнуть концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений теории либидо к изучению феноменов культуры. Затем он попытался использовать понятие либидо как энергии сексуального инстинкта для объяснения динамики таких социальных институтов, как армия и церковь, которые, будучи ненаследственными иерархическими системами, отличаются в ряде важных аспектов от других социальных учреждений.

В 1923 Фрейд  предпринял попытки развить концепцию  либидо путем описания структуры  личности в терминах «Оно», или «Ид» (изначальный резервуар энергии, или бессознательное), «Я», или «Эго» (та сторона «Оно», которая входит в контакт с внешним миром) и «Сверх-Я», или «Супер-Эго» (совести). Три года спустя, в основном под влиянием Отто Ранка, который был одним из первых его последователей, Фрейд пересмотрел теорию неврозов, так что она снова стала ближе к его ранним концепциям; теперь он охарактеризовал «Эго» как ведущий аппарат адаптации и переработал само понимание общей структуры невротических феноменов.

К 1908 Фрейд  имел последователей по всему миру, что позволило ему организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение  движения придало ему не столько  научный, сколько вполне религиозный  характер. Влияние Фрейда на современную  культуру поистине огромно. Несмотря на то, что в Европе оно пошло на спад, психоанализ остается основным психиатрическим методом, применяемым  в США и (в меньшей степени) в Великобритании.

В Соединенных  Штатах психоанализ оказал значительное влияние на литературу и театр, особенно на произведения таких известных  авторов, как Юджин О'Нил и Теннеси Уильямс. Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

Хотя  наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко  оспаривались, нет сомнения, что  он внес огромный и оригинальный вклад  в представления о природе  человеческой психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы психоанализа

Труды Фрейда, естественно, обширны, подробны и предназначены специалистам. Но приведу только самые существенные части метода, использованного Фрейдом при наблюдении психической природы человека.

1. Психоанализ строится на следующем принципе: все, что мы делаем, думаем, переживаем, - все имеет свою первопричину. Это значит, что ничто никогда не совершается случайно, идет ли речь, к примеру, о какой-нибудь ошибке или провале в памяти. Нет ничего случайного в поведении человека. Если мы внимательно и терпеливо покопаемся в себе, то обнаружим, что всегда есть какая-то причина, побудившая нас поступить так или иначе.

2. Основные причины наших действий всегда подсознательны. Нам  нравится думать,  будто  мы  разумны, рационалистичны  и постоянно отдаем себе отчет во всех своих поступках, но Фрейд считает, что это лишь внешний слой - «лак, покрывающий живопись». А под внешним слоем скрывается еще многое другое.

3. Как никакой иной метод изучения психической природы человека,  психоанализ  придает особое значение раннему детству. Фрейд настойчиво подчеркивал, что в зрелом возрасте наш подход к самим себе, к окружающим, к жизни вообще - это прежде всего результат опыта, полученного в первые 6 или 7 лет после рождения.

4. По мнению Фрейда, в основе этого столь важного опыта раннего детства лежит секс. Хотя выраженная подобным образом мысль может многих смутить, нужно сказать, что значение слова «секс» в психоанализе совсем иное, нежели в обычном употреблении. Люди, не знающие этого, совершенно неправильно понимают это положение ученого. Фрейд вовсе не хотел сказать, как многие ошибочно думают, будто все наши психологические трудности возникают из-за обманутых надежд в половой жизни, но имел в виду жизнь наших чувств. Секс в обычном понимании - это лишь часть ее. Фрейд тем не менее считал, что и любовь, и секс имеют общее происхождение - они возникают на основе радовавшего либо огорчавшего нас физического опыта первых лет жизни.

Ребенок, например, не только испытывает удовольствие, утоляя свой голод, но он именно поэтому и любит это  делать и очень быстро приучается любить руку, которая его кормит. Он испытывает любовь к тем, кто его  ласкает и баюкает, согревает, вытирает, доставляет все эти чисто физические радости. К удовлетворению телесному  ребенок присоединяет и удовольствие от общения с человеком, который  доставляет ему это удовольствие. Иными словами, он учится любить посредством  своего тела. Точно так же радуется он и тем частям своего тела, которые  приносят ему какие-то приятные ощущения. Он пользуется ртом, например, не только для того, чтобы утолить голод  или жажду, но и для сосания  самых разных предметов, и не потому, что они вкусны, просто рот настолько  нравится ему, что он получает удовольствие даже при неправильном его использовании. По мере роста ребенок обнаруживает также чувствительность своих половых  органов. Это уже следующая стадия развития, но по своей сути продолжение  того же процесса, который начался  с удовольствия, какое приносил ребенку  его собственный рот. Его способность  любить и характер этой любви становятся поэтому основой его сексуального развития.

Информация о работе Основатель психоанализа