Ощущение и восприятие: сущность и свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Ощущение: сущность и свойства………………………………………..5
1.1. Понятие ощущения…………………………………………………….....5
1.2. Классификация ощущений. Сенсорные ощущения и виды ощущений…………………………………………………………………6
1.3. Общие психофизические закономерности ощущений………………...11
2. Восприятие: сущность и свойства………………………………………..15
2.1. Понятие восприятия……………………………………………………...15
2.2. Свойства восприятий……………………………………………………..15
2.3. Факторы восприятия……………………………………………………..17
2.4. Формы и принципы восприятия………………………………………..18
2.5. Восприятие в зоопсихологии и в теории психики……………………..19
2.6. Эффекты восприятия, атрибуция и впечатление……………………….20

Заключение……………………………………………………………………..23

Глоссарий……………………………………………………………………….25

Список использованных источников………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Медведев КР.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Осмысление состоит из этапов:

1.                  Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

2.                  Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

3.                  Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса.

Константность восприятия

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина, характеризующая отраженный свет изменяется, если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее, объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет.

Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения).

Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс, связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией. Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью.

Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии. Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам, которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный, чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.

 

2.3.           Факторы восприятия

Внешние

Размер

Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)

Контрастность (противоречие с окружением)

Движение

Повторяемость

Новизна и узнаваемость

Внутренние

Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Опыт— человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. 

Я-концепция— восприятие мира группируется вокруг восприятия себя.

Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Три механизма селективности восприятия: 

Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее.

Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже.

Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

 

2.4.           Формы и принципы восприятия

                    Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.

                    Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.

                    Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.

Принципы группировки:

                    Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.

                    Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.

                    Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.

                    Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.

                    Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.

                    Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Результат восприятия

Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

 

2.5.           Восприятие в зоопсихологии и в теории психики

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

Согласно теории Леонтьева, восприятие развилось в результате перехода от гомогенной среды обитания к предметно выраженной.

Восприятие в теории психики

Восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования  сенсорной  информации, формирующий  субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.

Социальное восприятие

Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии.

К механизмам социальной перцепции относят: 

      рефлексию, 

      идентификацию, 

      каузальную атрибуцию.

 

2.6.           Эффекты восприятия, атрибуция и впечатление

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

                    Эффекты стереотипизации:

                    Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

                    Эффекты последовательности:

                    Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

                    Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

                    Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

                    Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

                    Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

                    Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

                    Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

                    Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

                    Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

                    Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

                    Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

                    Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

                    Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

                    Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

                    Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

                    Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.

Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности последующим их приписыванием партнеру.

Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям.

Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей).

Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

Впечатление

Согласно ЭСБЕ:

«В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события);

способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называется впечатлительностью».

Формирование впечатления

Формирование впечатления — процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

Образцы поведения

Абстракции

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

Усиление собственной позиции

Усиление позиции собеседника

Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона, произведённого в 1996 году, уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:[4]

Представление собеседника в лучшем свете

Согласие с мнением собеседника.

Самопрезентация

Комбинация 1-3

Оказание услуг

 

Заключение

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

Важнейшими компонентами любой человеческой деятельности выступают такие психические процессы, как: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние компоненты. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами собой представляют особые виды деятельности.

Информация о работе Ощущение и восприятие: сущность и свойства