Организация психологической службы в хосписах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

В современной жизни становится все больше и больше прав и все меньше обязанностей. А жизнь без ответственности всегда бездуховна. Из мира уходят любовь, забота о других, искренность в отношениях, честность, достоинство. Жить становится холодно и одиноко. Общество живет по принципу: нужно жить сегодня, не думать ни о чем неприятном, и уж конечно, не допускать мысли о смерти... Инстинктивный страх смерти – не помнить, не думать о ней.
Однако согласно страшной статистике, каждый год раком заболевает более 400 тысяч человек. Ежегодно на земном шаре от злокачественных опухолей умирает 7 млн. человек. По сложности и важности для человечества проблема рака не знает аналогов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..2 стр.

2. История возникновения хосписов………………………………..3 стр.

3. Проблемы инкурабельных больных……………………………..5 стр.
4. Медико-социальный аспект…………………………………….....7 стр.
5. Социально-психологический аспект……………………………..9 стр.
6. Задачи психологического консультирования в хосписах.......13 стр.
7. Заключение...............................................................................14 стр.
8. Список литературы....................................................................15 стр.

Работа содержит 1 файл

ОПС в хосписах.docx

— 79.16 Кб (Скачать)

Для врача высшим приоритетом  является благо больного, а интересы его родственников, сотрудников  и друзей должны стоять на втором месте  и ими можно иногда и пренебречь. “Медицинскому персоналу запрещается  осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его  смерти какими-либо действиями или  средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию  жизни”. В Конвенции о правах человека и биомедицине (1996) сказано: “В случаях, когда в момент проведения по отношению к нему медицинского вмешательства пациент не в состоянии  выразить свою волю, необходимо учитывать  пожелания по этому поводу, выраженные им заранее” (статья 9).

Можно сказать, что хоспис, в определенном отношении, является альтернативой эвтаназии. А. В. Гнездилов  считает, обрывать жизнь больного, даже по его просьбе, не только не гуманно, но и противоестественно и мы полностью  согласны с его точкой зрения. Просьба  ускорить наступление смерти – это  зов отчаяния, момент слабости, депрессии, беспомощности и одиночества. Этот момент проходит и сменяется другим, и задача персонала хосписа –  вовремя снять боль и купировать то психическое состояние, в котором  человек решился на ускорение  прихода смерти. С точки зрения природы, в которой большинство  процессов целесообразно, каждый организм обладает своими биоритмами, и акушеры, исходя из этих позиций, считают, что  лучшие роды происходят без постороннего вмешательства. С этих же позиций  можно попытаться оценить и смерть.

С позиций философии, науки  – никто еще не знает определенно, является ли смерть концом жизни, или  мы можем надеяться на ее продолжение. Если принять во внимание последнее, то вхождение в мир, откуда человек  пришел, также должно быть естественным, ненасильственным. Но даже если следовать  привычной точки зрения о смерти “всего” человека, то медицинские  исследования последнего времени показывают, что момент фиксации смерти отдаляется и отдаляется: прежде это была остановка  сердца, теперь фиксируется остановка  деятельности мозга, а завтра может  оказаться, что и наше физическое тело полностью прекращает свою деятельность в гораздо более поздние сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Социально-психологический  аспект

Хосписам чуждо представление  о смерти как о проигрыше человека в борьбе за жизнь. Сама идея хосписа  предполагает отношение к смерти как к нормальной естественной стадии жизни, приближение которой нужно  встречать с достоинством. Смерть также естественна, как рождение и, подобно ему, иногда является тяжелым  трудом, требующим посторонней помощи.

В хосписе не видно белых  халатов, потому что иной раз они  могут вызвать у пациентов  страх или стресс. В хосписе  нет строгого распорядка дня, больным  позволяется есть, когда захочется  и делать, что душе угодно. На первом месте здесь всегда интересы пациента, поскольку

назначение хосписов в  том, чтобы оказывать помощь и  давать утешение.20

Социальные-психологические  заповеди хосписа:

* Хоспис – не дом  смерти. Это достойная жизнь до  конца. Мы работаем с живыми  людьми. Только они умирают раньше  нас.

* Основная идея хосписа  – облегчить боль и страдания  как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе  и только вместе с пациентом  и его близкими мы находим  огромные силы и возможности.

* Нельзя торопить смерть  и нельзя тормозить смерть. Каждый  человек живет свою жизнь. Время  еe не знает никто. Мы лишь  попутчики на этом этапе жизни  пациента.

* За смерть нельзя платить.  Как и за рождение.

* Если пациента нельзя  вылечить, это не значит, что для  него ничего нельзя сделать.  То, что кажется мелочью, пустяком  в жизни здорового человека  – для пациента имеет огромный  смысл.

* Пациент и его близкие  – единое целое. Будь деликатен,  входя в семью. Не суди, а  помогай.

* Пациент ближе к смерти, поэтому он мудр, узри его мудрость.

* Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих  убеждений. Пациент дает нам  больше, чем мы можем дать ему.

* Репутация хосписа –  это твоя репутация.

* Не спеши, приходя  к пациенту. Не стой над пациентом  – посиди рядом. Как бы мало  времени не было, его достаточно, чтобы сделать всe возможное. Если  думаешь, что не всe успел, то  общение с близкими ушедшего  успокоит тебя.

* Ты должен принять  от пациента всe, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать  – пойми человека, прежде чем  понять – прими его.

* Говори правду, если пациент  этого желает и если он готов  к этому. Будь всегда готов  к правде и искренности, но  не спеши.

* “Незапланированный” визит  – не менее ценен, чем визит  “по графику”. Чаще заходи к  пациенту. Не можешь зайти –  позвони; не можешь позвонить  – вспомни и все-таки ... позвони.

* Не оставляй свою доброту,  честность и искренность у  пациента – всегда носи их  с собой.

* Главное, что ты должен  знать, что ты знаешь очень  мало.

Онкологический больной  находится в состоянии постоянного  стресса, что разрушает привычные  стереотипы поведения, изменяет систему  ценностей, перестраивает его личность и заставляет его адаптироваться к новым условиям жизни. У таких  пациентов резко выражены чувства  страха, обреченности, изолированности  от общества. Поэтому, осуществляя уход за такими пациентами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни  пациента, способствует его психической  реабилитации. Вследствие этого необходимо тесное взаимодействие и координация  усилий специалистов смежных профессий  – врачей и психологов.

В рамках социально-психологической  помощи онкобольным социальные работники  хосписа обеспечивают физический уход, моральную поддержку пациента, одобряют приглашение священнослужителя  по его просьбе.

Депрессия, возникающая у  умирающего человека, часто сопровождается идеями вины, греховности, неправильности жизни, собственной никчемности. Это  естественные проявления депрессии. Исповедь священнику, который не просто выслушает, но способен и отпустить грехи, очистить человека, дает мощнейшую психологическую, духовную поддержку.

Онкологические больные  часто обращаются к нетрадиционным методам лечения – в этом случае социальные работники хосписа обязаны  дать классическую характеристику этим методам, уметь отличить от них шарлатанство.

Одной из важнейших задач  социальной работы в хосписе является помощь родственникам больных. Родственники, за период болезни близкого человека проходят все те же стадии, что и  больной, – начиная от отрицания, нежелания принять информацию о  диагнозе и прогнозе, до – через  агрессию и депрессивный период –  принятия своего положения и смирения с судьбой. Интенсивность их переживаний  может быть невероятно сильной. Статистика впечатляет: в первые год-два после  потери близких заболеваемость и  смертность их родственников возрастает, по одним источникам, на 40%. По другим – в два-три раза.

Поддержка родственников  в хосписе начинается с того, что  им предоставляется возможность  в любое время дня и ночи находиться рядом со своим близким. Забота о состоянии родственников, участливое отношение к их переживаниям крайне значимо и для них необходимо. Поэтому после встречи с больным  необходимо побеседовать и с ними, причем разговор должен носить тот  же, что с больным, психотерапевтический характер. В период растерянности, депрессивных переживаний и самого больного, и  его близких социальный работник хосписа в этих взаимоотношениях выступает не только как партнер, но и как лидер, советчик, предлагающий лучшие варианты подхода к больному, умелое удовлетворение его сокровенных  желаний и нужд.

Нередко социальный работник хосписа может выступать и  как посредник между пациентом  и его близкими. Не только разрешение психологических конфликтов между  родственниками, но и щекотливые, а  иногда и болезненные темы завещания  перекладываются на его плечи. Объективность, порядочность и бескорыстие помогают социальным работникам хосписа в  этом вынужденном посредничестве.

Крайне трудна ситуация смерти больного. Здесь от социальных работников хосписа требуется особая тактичность, ведь порой, когда родственники “держат” больного, не давая ему умереть  спокойно, персоналу приходится просить  их оставить пациента, чтобы он мог  уйти без лишних душевных травм. Существует представление о том, что именно близкие должны увидеть последний  взгляд или услышать последние слова  умирающего. И когда этого не происходит, у родственников нередко возникает  негативная реакция. Лишь позднее приходит понимание необходимости избранной  социальным работником тактики. Связь  с семьей больного поддерживается и  после его смерти, на протяжении всего периода горевания по умершему. В связи с этим очень важны  способность и умение социальных работников хосписа не быть “чужим”  в присутствии чужого горя. Сопереживать с родственниками их утрату, поддерживать морально, направив при этом их действия в текущее русло забот, связанных  с похоронами, – необходимое звено  социальной работы в хосписе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Задачи психологического консультирования в хосписах

 

Безусловно, психологическое  консультирова­ние просто необходимо в таких учреждениях, как хоспис, и включает в себя следующие задачи:

•  формирование концепции хосписа с российской фи­лософско-религиозной традицией;

•  определение ориентации на врачебную (медикамен­тозную), психотерапевтическую помощь или медсе­стринскую заботу;

•  изучение условий для сообщения пациенту точно­го диагноза;

•  выбор адекватного метода психотерапевтической и психокоррекционной помощи, учитывая согласие пациента, традиционные методы медицины;

•  исследование содержания деятельности психологов и социальных работников как опосредствующего звена между врачебной и медсестринской помощью и программе хосписа;

•  определение необходимости и содержания деятель­ности духовного консультанта;  методы, формы, содержание деятельности врача и социального работника на терминальной стадии  заболевания и жизни пациента. 

Впервые хосписы были основаны католическими мо­нахинями в  Ирландии в XVII в. В России — в начале 1990 г. Первоначально термин «хоспис» имел значение га­вани или безопасного  места для путников и путешествен­ников, где гарантировались пища, тепло, кров и другие основные удобства. Другими  словами, эти безопасные ста­ционары  были убежищами. Позднее они планировались  как больницы для умирающих больных, в настоящее вре­мя многим тысячам  людей они дают поддержку в  конце их жизни, давая им возможность  умереть с достоинством в безопасной, благожелательной обстановке. Сейчас раз­рабатывается концепция хосписной  практики. В хосписе сотрудничают врачи, сестры, регистраторы, диетологи, религиозные служители, психиатры, нутроционисты, реабилитологи и  страховые агенты, делая хоспис междисцип­линарной и достаточно оперативной командой. При этом психолог-консультант является опосредствующим звеном между врачебной  и медсестринской помощью и програм­мой  хосписа. Методы, формы, содержание деятельности врача и психолога-консультанта тесно связаны между со­бой. Исследование деятельности психологов-консультан­тов как опосредствующего звена между  врачебной помо­щью и программой хосписа является одним из основных направлений разработки современной  концепции палли­ативного лечения. Помощь психолога-консультанта в этих условиях нельзя заменить ничем.

Наличие психолога-консультанта является одним из наиболее важных моментов. Уникальной моделью, делает хоспис его философия оказания медицинской  помощи, которая привела к новому, особому прецеденту ухода за больными. Забота направлена на больного и семью  с целью облегчения ухода или  обслуживания на дому. Это обеспечивается круглосуточным дежурством междис­циплинарной команды профессионалов и обученных  добровольцев. Они контролируют симптомы и боль без надежды на излечение. Забота хосписа заменяет чувство  ненужности, распространяемое девизом: «Выше техника, слабее контакт», подходом к терминальным больным с философией, признающими умирание как нормальный жизненный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Заключение

Хосписы – это учреждения, где осуществляется комплексная  помощь умирающим онкологическим больным, а иногда и больным СПИДом. Хоспис воспринимается старшим поколением как приют и у них возникает  печальная ассоциация с государственными интернатами для детей-сирот, одиноких стариков. Грустная – потому что  мы видим из телерепортажей, газетных публикаций, что у государства  не хватает средств для содержания таких учреждений, а общество очень  медленно возвращается к традиции благотворительности, которая в прошлом веке была очень  распространена.

Хоспис не является домом  смерти, он в определенном отношении, является альтернативой эвтаназии. Сама идея хосписа предполагает отношение  к смерти как к нормальной естественной стадии жизни, приближение которой  нужно встречать с достоинством. Смерть также естественна, как рождение и, подобно ему, иногда является тяжелым  трудом, требующим посторонней помощи.

Потому социальная работа в хосписе включает в себя совокупность социальных услуг: уход; организация  питания; содействие в получении  медицинской, правовой, социально-психологической  и натуральных видов помощи; организации  досуга; содействие в организации  ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам  не зависимо от форм собственности.

Гуманистический принцип  – за смерть нельзя платить, как  и за рождение – свят, и только его соблюдение дает право учреждению, оказывающему помощь умирающим, называться хосписом.

Медико-социальный аспект работы в хосписе включает в себя, в  первую очередь паллиативную помощь инкурабельным онкологическим больными подразумевает облегчение состояния  таких больных, то есть снижение степени  выраженности симптомов, физический уход, учет больных со злокачественными новообразованиями  и их семей; патронаж семей, имеющих  больного с онкологическим заболеванием в заключительной стадии.

Социально-психологический  аспект работы включает в себя психологическую  поддержку, помощь и создание психологического комфорта инкурабельным онкологическим больным и их близким, поддерживают и опекают близких после “ухода”  больного.

Таким образом, социальная работа в хосписе носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование  социального работника, осведомленность  в законодательстве, но и наличие  соответствующих личностных особенностей, позволяющих инкурабельным больным  и их родственникам доверительно относиться к этой категории работников.

Информация о работе Организация психологической службы в хосписах