Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, реферат

Описание работы

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

Содержание

1. Введение …………………………………………….……….стр. 3
3. Цель и задачи ПС общеобразовательной школы.
Функции ПС общеобразовательной школы ………………стр. 4
4. Основные направления деятельности психолога …..…......стр. 4-8
5. Трудности службы практической психологии
и пути их решения.……………………………………….....стр. 8-9
6. Организационные вопросы деятельности ПС….…………..стр. 9
5. Заключение …………………………………………………стр. 10-11

Список использованной литературы ………………….…….. стр. 11

Работа содержит 1 файл

КР Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательное школы .doc

— 112.00 Кб (Скачать)

 

Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

 

В ходе психокоррекционной работы:

 

1. Психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

 

2. Психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка.

 

3. Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога. К отдельным формам работы могут быть привлечены старшие дети, представители общественности и др.

 

4. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться:

в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;

в процессе специальной работы психолога с группами детей;

в русле воспитательных мероприятий;

в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.

 

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно-воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами, в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

 

Консультативная работа.

 

В русле консультативного направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

 

1. Консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества.

 

2. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.

 

3. Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтением лекций и др.

 

4. Выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.).

 

5. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском учреждении, по вопросам организации самоуправления.

 

 

Трудности службы практической психологии и пути их решения.

 

Несоответствие между принципами философии и психологии гуманизма, духом «Закона об образовании», декларациями о переходе от «школоцентрического» к «детоцентрическому» подходу в образовании и практикой их внедрения в образование.

Организация работы по развитию конвенционального сознания педагогических работников, внесение данного вида работы в обязанности соответствующих учреждений и руководителей.

 

Обеспечение обязательного участия психологов, педагогов-психологов в экспертизе образовательных программ, учебников, методических материалов, подготовленных к внедрению с целью обеспечения возможности перехода от практики формирования фрагментарной картины мира к практике создания возможностей отражения ребенком целостной картины мира, внесение данного вида работы в обязанности соответствующих учреждений и руководителей.

 

Определение и внедрение в процедуру аттестации педагогических работников операциональных критериев, отвечающих духу и букве, принципам философии и психологии гуманизма, «Закона об образовании».

 

Ввести в типовое штатное расписание учреждений образования специалистов, обеспечивающих реализацию детоцентрического подхода (психолога, педагога-психолога, социального педагога, врача и т.п.).

 

Изменить норматив наполняемости классов, школ, учреждений образования в соответствии с известными объективными психологическими законами, определяющими возможности эффективной работы с группами.

Неопределенность целей и предмета службы практической психологии в системе МО РФ, специфики содержания работы педагога-психолога и его компетенций.

Пересмотреть и уточнить в основных нормативных документах, определяющих статус службы, предмет ее деятельности и специфику содержания работы педагога-психолога, его компетенций, с учетом компетенций других специалистов учреждений системы образования. Как следствие вышеизложенного, привести в соответствие с задачами содержание учебных пособий, рекомендованных МО РФ в качестве учебных пособий для будущих психологов учреждений образования.

Нескоординированность организационных и содержательных аспектов межпрофессиональной деятельности специалистов учреждений образования.

Создать при МО РФ постоянную межпрофессиональную координационную Комиссию, занимающуюся вопросами организационных и содержательных аспектов межпрофессиональной деятельности специалистов учреждений образования, скоординированности содержания программ их подготовки, уточнения содержания должностных обязанностей, определения конкретного содержания совместной деятельности и т.п.

Несоответствие компетенций, развивающихся в процессе профессионального обучения и реальных требований практики к специалистам учреждений образования.

Организационно и практически решить проблему соответствия программ подготовки специалистов службы реальным потребностям и требованиям практики, проблему преодоления излишнего академизма в профессиональном обучении будущих специалистов учреждений образования, проблему соотношения теоретической и практической готовности будущих специалистов к деятельности в учреждениях образования разного типа.

Отсутствие или неопределенность критериев, соответствующих провозглашенным гуманистическим идеалам при оценке деятельности специалистов.

Четко определить критерии и способы оценки деятельности специалистов учреждений образования в контексте идей гуманизма, разработать и внедрить в практику конкретный механизм их применения, в частности в процедуре аттестации.

 

 

 

Организационные вопросы деятельности психологической службы

 

1. Психолог в учебно-воспитательном учреждении является равноправным членом педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Он принимает участие в работе педсоветов, педагогических консилиумов, методических объединений и др.

 

2. Для организации работы психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик, аппаратурой для психодиагностики и т.п.

 

3. График работы психолога согласовывается с администрацией: детского учреждения, руководством РОНО и утверждается руководителем по профессиональной линии. При составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации.

 

4. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

 

5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, права иметь дополнительную учебную нагрузку решаются в соответствии с нормативными документами Госкомитета по народному образованию РФ

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                

 

 

Заключение

 

1. Школьная психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью школы в такой организации своей деятельности, которая бы обеспечила развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет его способности, причины возможных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной личности.

 

2. Психологическая служба представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев:

детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (детский сад, ПТУ, техникум, детский дом и школа-интернат);

психологический кабинет ОУО, ДО;

центр психологической службы народного образования.

 

3. В решении всех проблем работники службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

 

4. Школьный практический психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом учебно-воспитательного учреждения и родителями. Важнейшим условием эффективности работы психологической службы является правильное понимание психологом и педагогом (учителем, воспитателем, мастером) существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы службы.

 

5. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном, контакте с медицинской, дефектологической и другими видами служб, органами опеки и попечительства, специалистами в других областях, представителями общественности, оказывающими учебно-воспитательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.

 

6. Деятельность психологической службы направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия психолога в коррекции выявленных отклонений.

 

7.Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-психологического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную переподготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.       Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное     

      пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004.

2.       Дьяченко О.М. Программа «Развитие» //Психологическая наука и образование. – 1996. – №3.

3.       Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

3.       Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В.

      Давыдова. – М., 1983.

4.       Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

5.       Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное

пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004.

6.       Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций                            

      Институт практической психологии психоанализа «Организация психологической    

      службы» #4 декабрь 2003 г.

7.       Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.    

      Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.:

      ил.— (Психол. наука—школе)

 

10

 



Информация о работе Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательной школы