Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, реферат
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
1. Введение …………………………………………….……….стр. 3
3. Цель и задачи ПС общеобразовательной школы.
Функции ПС общеобразовательной школы ………………стр. 4
4. Основные направления деятельности психолога …..…......стр. 4-8
5. Трудности службы практической психологии
и пути их решения.……………………………………….....стр. 8-9
6. Организационные вопросы деятельности ПС….…………..стр. 9
5. Заключение …………………………………………………стр. 10-11
Список использованной литературы ………………….…….. стр. 11
Негосударственное образовательное учреждение
ПЕРМСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный факультет
Тема 2. Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательной школы.
Выполнил: студент-заочник
1 курса группы П-08-3з
Хусаинова И.Р.
Проверила: преподаватель
Третьякова М.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение …………………………………………….……….стр. 3
3. Цель и задачи ПС общеобразовательной школы.
Функции ПС общеобразовательной школы ………………стр. 4
4. Основные направления деятельности психолога …..…......стр. 4-8
5. Трудности службы практической психологии
и пути их решения.……………………………………….....ст
6. Организационные вопросы деятельности ПС….…………..стр. 9
5. Заключение …………………………………………………стр. 10-11
Список использованной литературы ………………….…….. стр. 11
Введение.
В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Данные методические рекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога, работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в школе, областным научно-методическим советом службы практической психологии в системе образования области подготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в. Психологическая служба является одним из важнейших компонентов в структуре областной психологической службы. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.
Психологическая служба призвана содействовать:
- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
- повышению психологической компетентности педагогов;
- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.
Цель и задачи психологической службы общеобразовательной школы.
Функции психологической службы общеобразовательной школы.
Цель психологической службы – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.
Основными задачами психологической службы являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.
Функциями работы психологической службы являются:
· Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
· Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
· Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
· Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
· Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
· Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы.
· Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
· Обучение сотрудников и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
· Содействие формированию психологической компетентности сотрудников и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Основные направления деятельности психолога
Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в школе должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа.
Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.
В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:
1. Участвуют в приеме детей в первые классы, определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения.
2. Проводят работу по адаптации детей к общеобразовательной школе; дают родителям и учителям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
3. Проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.
4. Ведут работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.
5. Организуют педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей.
6. Ведут работы по созданию благоприятного психологического климата в детском учебно-воспитательном учреждении:
оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый);
способствуют улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый — ребенок);
консультируют педагогов, воспитателей и других работников детских учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.
7. Способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
9. Проводят анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
Психодиагностическая работа.
Это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка па протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:
1. Проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
2. Проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
3. Проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.
4. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии:
а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу,
б) для определения форм и причин явного асоциального поведения: бродяжничества, воровства, алкоголизма и токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и пр.
Развивающая и психокоррекционная работа.
Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей.
Информация о работе Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательной школы