Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, реферат

Описание работы

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

Содержание

1. Введение …………………………………………….……….стр. 3
3. Цель и задачи ПС общеобразовательной школы.
Функции ПС общеобразовательной школы ………………стр. 4
4. Основные направления деятельности психолога …..…......стр. 4-8
5. Трудности службы практической психологии
и пути их решения.……………………………………….....стр. 8-9
6. Организационные вопросы деятельности ПС….…………..стр. 9
5. Заключение …………………………………………………стр. 10-11

Список использованной литературы ………………….…….. стр. 11

Работа содержит 1 файл

КР Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательное школы .doc

— 112.00 Кб (Скачать)


Негосударственное образовательное учреждение

ПЕРМСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Гуманитарный факультет

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по  дисциплине «Введение в специальность»

 

Тема 2. Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент-заочник 

1 курса  группы П-08-3з

Хусаинова И.Р.

 

Проверила: преподаватель

  Третьякова М.В.

                                                                                                                    

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    г. Пермь, 2009 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.  Введение …………………………………………….……….стр. 3

3.  Цель и задачи ПС общеобразовательной школы.

     Функции ПС  общеобразовательной школы ………………стр. 4

4.  Основные направления деятельности психолога …..…......стр. 4-8

5.  Трудности службы практической психологии

      и пути их решения.……………………………………….....стр. 8-9

6. Организационные вопросы деятельности ПС….…………..стр. 9

5.   Заключение …………………………………………………стр. 10-11

 

Список использованной литературы ………………….…….. стр. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

    Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

  Данные методические рекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога, работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога.

Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

   Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

- психологическое обеспечение образовательных программ.

    Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

    Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

   Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в школе, областным научно-методическим советом службы практической психологии в системе образования области подготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в. Психологическая служба является одним из важнейших компонентов в структуре областной психологической службы. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

    Психологическая служба призвана содействовать:

- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;

- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;

- повышению психологической компетентности педагогов;

- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

 

 

Цель и задачи психологической службы общеобразовательной школы.

Функции психологической службы общеобразовательной школы.

 

    Цель психологической службы – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.

    Основными задачами психологической службы являются:

1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе и семье.

3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.

Функциями работы психологической службы являются:

·  Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

·  Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

·  Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

·  Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

·  Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

·  Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы.

·  Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

·  Обучение сотрудников и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

·  Содействие формированию психологической компетентности сотрудников и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

 

 

 

 

Основные направления деятельности психолога

 

    Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в школе должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:

 

Психопрофилактическая работа.

 

Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

 

Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.

 

В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:

 

1. Участвуют в приеме детей в первые классы, определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения.

 

2. Проводят работу по адаптации детей к общеобразовательной школе; дают родителям и учителям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.

 

3. Проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.

 

4. Ведут работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.

 

5. Организуют педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей.

 

6. Ведут работы по созданию благоприятного психологического климата в детском учебно-воспитательном учреждении:

оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый);

способствуют улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый — ребенок);

консультируют педагогов, воспитателей и других работников детских учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.

 

7. Способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.

 

9. Проводят анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

 

Психодиагностическая работа.

 

Это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка па протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.

 

В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

 

1. Проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

 

2. Проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

 

3. Проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.

 

4. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии:

 

а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу,

 

б) для определения форм и причин явного асоциального поведения: бродяжничества, воровства, алкоголизма и токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и пр.

 

Развивающая и психокоррекционная работа.

 

Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей.

Информация о работе Организация и содержание работы психологической службы общеобразовательной школы