Организация и команда Технологии эффективного командообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Практика современного менеджмента все более и более явственно свидетельствует о том, что какой бы организация ни была, в какой бы ситуации она ни находилась, наличие управленческой команды является необходимым условием ее эффективного функционирования и развития. Это связано в первую очередь с тем, что в хорошо сформированной управленческой команде очень четко проявляется так называемый эффект синергии - резкого возрастания эффективности достижения цели посредством приращения усилий людей в процессе совместной деятельности.

Содержание

Введение
1. Отличительные черты команды
2. Команда как организационная форма коллективного управления
3. Роль лидера в формировании команды.
4. Методы формирования команд
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Организация и команда.doc

— 96.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Тольяттинский государственный университет

 

Гуманитарный институт

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Психология менеджмента и маркетинга»             

 

Организация и команда

Технологии эффективного командообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2011

Содержание

Введение

1.      Отличительные черты команды

2.      Команда как организационная форма коллективного управления

3.      Роль лидера в формировании команды.

4.      Методы формирования команд

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Практика современного менеджмента все более и более явственно свидетельствует о том, что какой бы организация ни была, в какой бы ситуации она ни находилась, наличие управленческой команды является необходимым условием ее эффективного функционирования и развития. Это связано в первую очередь с тем, что в хорошо сформированной управленческой команде очень четко проявляется так называемый эффект синергии - резкого возрастания эффективности достижения цели посредством приращения усилий людей в процессе совместной деятельности.

Помимо этого, возросшая конкуренция на рынках сбыта приводит к необходимости повышения гибкости в деятельности организаций. Однако эту гибкость не обеспечивают часто использующиеся на практике различные разновидности линейно-функциональных структур управления, т.к. зачастую темпы и разнообразие принимаемых решений часто оказываются неадекватными. Все это приводит к тому, что необходимо совершенствовать организационные формы управления, четко ориентировать их на решение возникающих проблем. Принимать адекватные и быстрые решения в такой сложной ситуации, определять стратегические направления развития организации и тактику ее поведения в конкретных условиях способна только управленческая команда.

Однако наряду с постоянно растущей популярностью командного подхода в управлении организацией существуют некоторые проблемы и противоречия в социально-психологическом понимании темы командообразования. Такое положение обусловлено неоднозначностью и сложностью определения самого понятия "команда"; несформированностью многих понятий, характеризующих команду и описывающих процессы ее формирования. Недостаточно четкое понимание того, что такое команда и как ее создавать, определяет относительно слабую разработанность вопросов командообразования на практике.

Целью данной работы является анализ теоретического и практического материала, посвященного командообразованию для выявления роли и функций команды в организации и определения эффективных стратегий формирования команды.

Для решения поставленной задачи, в первую очередь, необходимо выявить основные особенности и отличительные признаки команды, т. е. выделить команду из ряда других малых групп, таких как коллектив или рабочая группа. В дальнейшем, выделенные особенности должны стать критериями эффективности технологий командообразования, поскольку в результате применения этих технологий группа должна приобрести основные особенности и отличительные признаки команды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Отличительные черты команды

Команда  - это трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации.

Коллектив - относительно компактная социальная группа людей, объединённых единым видом общественной деятельности, общностью интересов, ценностных ориентаций, установок и норм поведения и воплощающих отношения сотрудничества, взаимной ответственности и помощи друг другу.

Малая группа - группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Рабочая группа - двое или более людей одинаковых или различных профессий, работающих совместно и согласованно для достижения целей по выполнению производственного задания, оказанию услуг и несущих общую ответственность за результаты работы.

Существует ряд признаков, отличающих команду от других видов групп.

1.      Общее видение.

Общее видение предполагает наличие у членов группы образа желаемого результата (конкретной цели). Однако и у группы людей, стоящих на остановке, есть общая конкретная цель - дождаться автобуса и поехать на нем, при этом говорить о том, что люди, стоящие на остановке, - это команда, явно не следует. Так что, помимо общей цели, у настоящей команды должны быть общепринятые ценности, нормы и правила работы, однако у любой хорошо функционирующей формальной рабочей группы нормы и правила работы тоже есть. Тем элементом, который отличает команду от просто хорошо функционирующей группы по критерию "общее видение", является наличие согласованных результатов и интериоризированных целей. В настоящей команде цели заданы не извне, а являются внутренними желаниями каждого члена команды. При этом это согласованные и принятые всеми цели всех членов команды.

2. Социально-психологическая структура. Важным фактором является наличие социально-психологической совместимости всех членов группы, которая может наблюдаться уже в диффузной группе. На определенном этапе развития группы при отсутствии межличностных конфликтов и конфронтации появляется социально-психологическая сплоченность членов группы, которая выражается во взаимоподдержке и взаимодоверии членов группы. Однако настоящую команду от просто хорошо функционирующей формальной рабочей группы и от квазикоманды отличает гибкость и адаптивность поведения каждого по отношению к другим членам группы.

3. Коммуникативная среда. Следующий важный критерий различения стадий развития группы основан на двух противоположных позициях: жестко регламентированное общение внутри группы - гибкое общение каждого с каждым; с внешней средой по отношению к группе взаимодействует только лидер - с внешней средой может взаимодействовать любой член группы. В обычной формальной рабочей группе наблюдается жестко регламентированное общение, а с внешней средой взаимодействует только лидер. В хорошо организованной, сплоченной группе появляется гибкость общения, каждый может взаимодействовать с каждым, если это необходимо. Основным, что отличает команду от всех остальных этапов развития группы, является то, что только в команде, помимо жестко регламентированного общения, возможно гибкое общение и с внешней средой может взаимодействовать любой член группы.

4. Ролевая структура. Основной особенностью ролевой структуры формальной рабочей группы является то, что в ней наблюдается формальное распределение ролей, навязанное извне, а роль лидера жестко закреплена за одним членом группы. В хорошо организованной группе помимо формального распределения ролей появляется неформальное разделение ролей. Настоящую команду от других групп по данному критерию отличает гибкая ролевая структура, в который каждый может подменить другого, даже роль лидера жестко не закреплена, в той или иной ситуации функцию лидера может на себя брать тот или иной член группы.

5. Ответственность и контроль. В обычных формальных рабочих группах каждый член группы несет ответственность за свою деятельность, лидер несет ответственность за общегрупповой результат, который жестко контролируется извне. Сплоченную группу отличает гибкое распределение ответственности, т.е. появляется личная ответственность каждого члена группы за общегрупповой результат. Плюс к этому в настоящей команде проявляется самоконтроль деятельности каждым отдельным членом группы.

6. Необходимые компетенции. На разных этапах развития группы членам группы необходимы разные компетенции. На этапе формальной рабочей группы необходимы так называемые "базовые" и "специальные" компетенции. К базовым компетенциям можно отнести следующее - умение четко следовать инструкции, неконфликтность, открытость, умение решать поставленные задачи и т.д. Специальные компетенции - это те знания, умения, навыки, которые свидетельствуют о человеке как о специалисте в той или иной области. Далее, помимо этого, членам настоящей команды необходимы общекомандные и управленческие компетенции, такие, как умение гибко реагировать на изменение существующей ситуации, способность принимать согласованные решения, способность всесторонне анализировать существующую ситуацию, способность к стратегическому видению ситуации и т.д.

7. Статус членов группы. Самым важным критерием разделения различных стадий развития группы является отношение и понимание того, какое место здесь занимает каждый отдельный человек. В формальной рабочей группе каждый отдельный человек представляет собой лишь функциональный инструмент достижения цели. В сплоченной группе каждый отдельный человек начинает пониматься как часть социально-психологического окружения, т.е. проявляются взаимоподдержка, взаимодоверие. Однако на вершине развития стоит признание человека как личности, со всеми его особенностями и потребностями. Естественно, только в настоящей команде возможно такое понимание каждого отдельного ее члена.

Таким образом, настоящей команде присущи следующие отличительные черты:

- наличие согласованных и принятых (интериоризированных) целей, ценностей и норм работы у каждого члена команды;

- социально-психологическая сплоченность и гибкость и адаптивность поведения каждого по отношению к другим;

- развитая гибкая коммуникация как внутри группы (каждый с каждым), так и со внешней средой;

- гибкая ролевая структура, в которой все подменяют друг друга и даже роль лидера жестко не закреплена;

- высокий уровень самоконтроля деятельности каждым членом команды и гибкое распределение ответственности;

- наличие, помимо базовых и специальных, общекомандных и управленческих компетенций;

- признание человека как личности со всем многообразием его особенностей и потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Команда как организационная форма коллективного управления

Командный менеджмент, т. е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий. Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. Однако такая передача оказывается затруднительной для многих менеджеров. Они боятся, что важными аспектами пренебрегут или выполнят их кое-как, и поэтому испытывают искушение брать все важные задачи на себя.

В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляются непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет.

Управленческая команда состоит из группы специалистов, принадлежащих к различным сферам организационной деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем.

Суть команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве. Такого рода обязательство требует наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды, — ее миссии. Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед.

Существует отличие целей команды от ее назначения (миссии): цели команды позволяют следить за своим продвижением по пути к успеху, а миссия как более глобальное по своей сути придает всем конкретным целям смысл и энергию.

Ни одна из групп не становится командой до тех пор, пока она не признает себя подотчетной как команда. Командная подотчетность — это определенные обещания, которые лежат в основе двух аспектов эффективных команд: обязательства и доверия. Взаимная отчетность не может возникнуть по принуждению, но когда команда разделяет общее назначение, цели и подход, взаимная отчетность возникает как естественная составляющая.

Для команды важно наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих навыков, составляющих три категории:

      техническая или функциональная экспертиза;

      навыки по решению проблем и принятию решений;

      межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.).

Командные отношения, традиционно включающие в себя такие понятия, как чувство локтя, дух партнерства и товарищества, могут проявляться исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь членов команды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль лидера в формировании команды.

Поскольку командный менеджмент основан на процессе делегирования полномочий, создание команды неразрывно связано с определенным видом лидерства и стилем управления. В этой связи целесообразно выделить индивидуальный и командный виды лидерства, индивидуальный и командный стиль управления.

Индивидуальный лидер:

      Отвечает за все сам

      Решает единолично

      Опирается на свои знания и опыт

      Доверяет себе

      Насаждает в группе миссию, ценности

Информация о работе Организация и команда Технологии эффективного командообразования