Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа
Развитие рыночной экономики трансформирует всю систему общественных отношений. Ключевыми фигурами этого процесса являются бизнесмены и руководители всех уровней. Благодаря их энергии и таланту происходят постоянные изменения экономических процессов. Особое место среди представителей делового мира занимают менеджеры. «Менеджер» означает принадлежность к профессиональной управленческой деятельности. Общие черты управленческой деятельности всех руководителей во всех организациях часто гораздо менее очевидны, чем различия.
Введение....................................................................................................3
1.Понятие конфликта и его природа………………………………………5
1.1.Виды конфликтов……………………………………………………….5
1.2.Причины возникновения конфликтов…………………………………8
2.Управление конфликтом…………………………………………………10
2.1.Стили урегулирования конфликтов…………………………………..11
3.Методы разрешения конфликтов……………………………………….14
3.1.Инструменты решения конфликтов…………………………………..16
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………….20
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
Центр ускоренного обучения
Кафедра Теории организации
Курсовая работа
Организационный конфликт и управление развитием организации
Санкт – Петербург
2012г.
Содержание
Введение......................
1.Понятие конфликта и его природа………………………………………5
1.1.Виды конфликтов……………………………
1.2.Причины возникновения конфликтов…………………………………8
2.Управление конфликтом…………………
2.1.Стили урегулирования конфликтов…………………………………..11
3.Методы разрешения
3.1.Инструменты решения конфликтов…………………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Развитие
рыночной экономики
Для российских предприятий,
В настоящее время особое
значение придается принципам
1.Понятие конфликта и его природа
Конфликт-это
воспринимаемая
Достаточно отметить, что
примерно 70-80% своего рабочего времени
руководитель находится под воздействием
скрытых и явных противоречий,
игнорирование которых может
привести к конфликтам, а участие
в конфликтных ситуациях
В то же время организации,
в которых отсутствуют
1.1.Виды конфликтов
Конфликты подразделяются:
Внутриличностные кофликты. Вкаждой личности обычно сочетаются конкурирующие потребности и роли; различные способы выражения побудительных мотивов; разного рода барьеры, возникающие между побудительным мотивом и целью; положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью. Все это усложняет процесс адаптации человека к существующей ситуации и часто приводит к конфликтам. Например, при разработке стратегического плана развития организации руководитель может быть абсолютно уверен в правильности сформулированной цели. В процессе же его реализации, по мере того как возникает необходимость привлекать ресурсы и выполнять план, его возможные отрицательные последствия становятся более значительными, чем они казались на стадии разработки. В результате этого может возникнуть множество внутриличностных конфликтов и стрессов, которые вызывают нерешительность, определенный моральный дискомфорт и даже депрессию.
Межличностные конфликты. Межличностные отношения являются важными движущими силами поведения людей. Они являются серьезной проблемой, ибо оказывают значительное влияние на человеческие эмоции. Чаще всего менеджеры, конфликтующие со своими подчиненными, начальниками или коллегами, склоны искать причину этого в особенностях характера или каких- либо изъянах другой стороны. Однако это не всегда так. К причинам возникновения межличностных конфликтов помимо индивидуальных различий можно отнести несовместимость ролей; дефицит информации; стресс, обусловленный окружающей средой. Например, ролевой конфликт может возникнуть, когда, с одной стороны, компания стремится сократить запасы готовой продукции с целью сокращения затрат, а с другой стороны- с целью увеличения доходов стремится увеличить объемы продаж. В этом случае роли менеджера по производству и менеджера по продажам, функции и задачи которых взаимозависимы, в ряде случаев оказываются несовместимыми: может сложиться такая ситуация, когда покупателям подтвердят такие сроки поставки, которые невыполнимы из-за низкого уровня товарных запасов, поддерживаемых производственным отделом.
Межгрупповые конфликты. Межгрупповое поведение возникает тогда, когда индивидуумы, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют коллективно или индивидуально с другой группой или ее членами в соответствии с тем, что диктует им групповая принадлежность. Круг людей, включающий «нас» (позиция внутри группы), исключает «их» (позиция за пределами группы). Таким образом, сам опыт образования групп может способствовать внутригрупповой пристрастности и конфронтации между различными группами. Острые конфликты часто разгораются из-за работы, поощрений и наград и т.д. В основе межгруппового конфликта лежит борьба за ресурсы, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий, борьбы за статус. Например, группы внутри организации могут соперничать друг с другом из-за бюджетных средств, помещений, персонала и т.д.
Организационные конфликты. Достаточно широкие возможности для возникновения конфликтов существуют как в классических, так и в современных структурах. Неотъемлемыми составными частями конфликта в организации являются внутриличностный, межличностный и групповой конфликты.
В компаниях часто возникают конфликты, связанные с иерархией; функциональные конфликты, конфликты между штабным и линейным персоналом, менеджеры на местах могут рассматривать рекомендации сотрудников центрального офиса компании как угрозу для себя.
Некоторые компании могут
использовать в формировании отношений
между подразделениями
Рациональные конфликты – это
конфронтация между
Иррациональные конфликты – это любой вид конфронтации или взаимодействия между индивидуумами или группами, который может нанести вред организации или послужить препятствием достижению целей, стоящих перед ней. Такие конфликты оказывают разрушительное воздействие на организацию. Негативные эффекты могут быть следствием продолжительности того или иного конфликта, его интенсивности, размаха, напряженности.
1.2. Причины возникновения
Для эффективного управления конфликтом необходимо понимать его сущность и природу, иметь возможность действовать на причины его возникновения и менять условия его развития.
Факторы, вызывающие возникновения конфликта, можно разделить на три группы:
Индивидуальные характеристики человека;
Ситуационные условия;
Структурные факторы.
Индивидуальные характеристики
человека играют важную роль в процессе
конфликта. Часто именно различие в
ценностях, отношениях и убеждениях
людей могут явиться причиной
возникновения конфликтной
Ситуационные условия. Сложившаяся в организации система связей между сотрудниками в определенных условиях может способствовать развитию конфликта в случае, если она является определяющим фактором во взаимоотношениях между людьми. В частности, на возможность возникновения конфликта может повлиять слишком высокий уровень взаимодействия, необходимость обеспечивать согласие сторон по каким-либо вопросам, различие в статусе, неопределенность ответственности сторон.
Структурные факторы, являющиеся
причины возникновения
В основе конфликта может также лежать различие между подразделениями компаний, осуществляющими основные и вспомогательные виды деятельности.
Конфликт как процесс
В силу того что в основе конфликтов лежат различные причины, а сами конфликты играют как отрицательную, так и положительную роль в деятельности организации, то и стратегии их разрешения формулируются в зависимости от сложившейся ситуации.
Управление рациональными конфликтами. Некоторые конфликты могут оказаться крайне полезными для повышения эффективности деятельности организации в результате осознания имеющихся проблем и творческого поиска альтернативных путей решения. Хотя отсутствие конфликта может оказаться благотворным в краткосрочном плане, в долгосрочной перспективе такая ситуация может привести к негативным последствиям для организации. В частности, полное отсутствие конфликта является причиной того, что одна из групп начинает оказывать очень сильное влияние на другую. В этом случае управление конфликтом подразумевает не его разрешение, как в отношении иррационального конфликта, а создание менеджерами условий для его возникновения.
Управление иррациональным конфликтом. Разрабатывая стратегии управления конфликтом, необходимо учитывать, что они зависят от многих факторов, включая причины возникновения конфликтной ситуации и характер взаимоотношений между менеджерами и конфликтующими группами. Каждая стратегия характеризуется:
Информация о работе Организационный конфликт и управление развитием организации