Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа
Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликта. Большинство руководителей любых уровней управления на вопрос о том, как они относятся к конфликтам в организации, ответят, что это плохо, нежелательно для руководителя. Очевидно, это происходит от неумения разрешать конфликтные ситуации, управлять ими и предупреждать их возникновение. Поэтому,
ЦЕЛЬ работы - выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
Введение.
Глава 1. Организационный конфликт и его сущность.
1.1 Понятие конфликта в психологии.
1.2.Особенности организационного конфликта.
1.3.Типы конфликтов в организации.
1.4.Причины возникновения конфликтов в организации.
Глава 2. Управление конфликтами в организации.
2.1. Способы разрешения организационного конфликта.
2.2. Методы профилактики организационного конфликта.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
Глава 1. Организационный конфликт и его сущность.
1.1 Понятие конфликта в психологии.
1.2.Особенности организационного конфликта.
1.3.Типы конфликтов в организации.
1.4.Причины возникновения конфликтов в организации.
Глава 2. Управление конфликтами в организации.
2.1.
Способы разрешения
2.2.
Методы профилактики
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Рынок
поставил организацию в принципиально
новые отношения с
Любая
организация в своей
ЦЕЛЬ работы - выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
ЗАДАЧИ работы:
Работа разбита на две главы. В первой главе рассматриваются сущность понятия конфликта, определяются типы конфликтов в организациях, причины их возникновения. Во второй главе рассматривается проблематика управления конфликтными ситуациями в организациях, приводятся характеристики этапов управленческого процесса и методы профилактики конфликтов.
Глава 1. Организационные
конфликты и его сущность.
1.1.
Понятие конфликта
в психологии
Традиции изучение конфликта имеют многовековую историю. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Первые дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к 7-6 векам до н.э. Целый ряд мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, их роли в развитии человечества. Представители древнегреческой философии (Аристотель, Платон, Геродод) считали, что конфликт есть противоборство, зло; отношения между людьми должны быть бесконфликтными.
В
Средние века были предприняты попытки
осмыслить сущность конфликта изучить
его природу и причины. Томас
Гоббс (1599-1679 гг.), считавший главной
причиной конфликта стремление к
равенству, которое приводит к возникновению
у людей одинаковых надежд, желание
завладеть теми же объектами, необходимыми
для самосохранения или получения
удовольствия, а это превращает людей
во врагов, порождает соперничество,
недоверие и честолюбие. В Новое
время конфликт впервые был изучен
как многоуровневое социальное явление
в работе Адама Смита (1723-1790 гг.)
«Исследования о природе и
причинах богатства народа». В основе
конфликта лежит деление
В наше время взгляд на конфликт мало изменился. Нужно только отметить, то эта проблема сейчас выделена в самостоятельную науку - конфликтологию, которая является одной из самых молодых отраслей научного знания, развивающиеся на стыке многих наук, прежде всего- психологии и социологии. В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии.
В нашей стране условно можно выделить три периода в исследовании конфликта. Первый период с 30-х до середины 70-х годов психологическим исследованиям конфликта были присущи разрозненность, фрагментарность, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х годов (второй период) появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось несколько подходов к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. На рубеже 80-х - 90-х годов (третий период) – на основе уже имеющихся разработок методологического и общетеоретического характера начинается интенсивное изучение конфликтов в различных сферах деятельности: конфликты в трудовых и научно-исследовательских коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах.
Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений .
А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения .
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.
Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности.
А.Г. Ковалев считает, что
Анализ имеющихся определений, описаний при всем различии подходов позволяет выделить в качестве инвариантных следующие признаки конфликта: 1.Наличие противоречия (часто указывается на несовместимость) в целях, интересах, мотивах и т.п.; 2.Репрезентация данного противоречия в сознании или осознание наличия противоречия, несовместимость целей, интересов; 3.Активность (в виде соответствующих действий, «борьбы»), направленная на преодоление этого противоречия .
Таким
образом, конфликт - это осознаваемое
противоречие, которое характеризуется
противоборством конфликтующих
сторон.
1.2.
Особенности организационного
конфликта
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. В жизнедеятельности организации как коллектива постоянно возникают и преодолеваются многочисленные противоречия по широкому кругу вопросов. Разумеется, не все из них попадают под определение конфликт.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в межорганизационном пространстве.
Организационно-
Как и другие типы конфликта, организационно-управленческий конфликт означает столкновение субъектов, связанное, так или иначе, с противоречивыми позициями, целями, ценностями и представлениями об общественном процессе жизни людей. Вместе с тем специфика определения данного типа конфликта, особенность всех его признаков вытекают из того, что здесь речь идет о взаимодействиях внутри определенной целевой группы (частью управляющей системы) или ее с другими частями.
Организационный конфликт — это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.
Такое рассогласование происходит:
1) когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.;
2) когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п. может привести к конфликту;
3)
когда имеются должностные,
Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки “лучших”, “худших”; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т. д.
Сегодня организация, как и общество в целом, постепенно выходят из кризиса и переходят в качественно новую фазу своего существования — фазу развития. Интенсификация развития в организации, особенно производственной, может быть обусловлена более высокой степенью взаимодействия различных сил. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к расширению базы конфликта и сокращению времени его вызревания.
Кроме
этого, в организационных конфликтах
четко проявляются две
Первая — референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных коллизиях референтные группы контролируют поведение всех
членов,
возводя мотивы конфликтов в надындивидуальные
ценности. Другой важный момент проявляется
в том, что структурные образования
организации складываются не только
по объективным признакам, но и в
виде так называемых групп сознания,
объединяющих людей по убеждениям,
ценностным ориентациям, настроениям
и т. д.
1.3.Типы
конфликтов
По
проблемам классификации
Информация о работе Организационная психология: конфликт в организации