Опросный метод в изучении профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Психология труда - одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Опросный метод как один из основных методов исследования ….. 5
Формы опросных методов …………………………………………… 11
Заключение ………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы …………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

псих. труда гот..doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     Профессиональное мастерство социолога, пользующегося методом опроса, проявляется в решении следующих задач:

- о чем спрашивать;

- как спрашивать;

- какие задавать вопросы;

- как убедиться в том, что знание достоверно.

    Как показывает анализ отечественных и зарубежных публикаций, содержащих результаты эмпирических исследований, почти три четверти из них содержат данные, полученные методом опроса той или иной разновидности. Издаваемый в Германии справочник по социологическим исследованиям фиксирует не только растущую популярность метода опроса, но и дифференциацию его методической структуры: примерно в 50% исследований использовались различные виду интервью (личное или телефонное), в 46% - разновидности письменного опроса и менее чем в 5% случаев социологи обращались к опросам экспертов или групповым дискуссиям.

     В каждом случае опрос имеет свою профессиональную специфику, однако общей для любого опроса является необходимость обратиться к человеку как непосредственному участнику, представителю, носителю изучаемого процесса или явления. Вывод очевиден: надо различать понятие «метод опроса» как обозначение способа получения эмпирических данных в сфере социальных и психологических дисциплин и конкретные разновидности этого метода, порожденные предметной спецификой отдельных наук.

  1. ФОРМЫ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ

  

    Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью), свободного опроса и письменного опроса (анкетирование).

    Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест [3. С. 98-100].

   Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований:

- строиться по определенному плану, заранее продуманному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;

- носить  естественный характер;

- беседа предполагает обоюдную активность, как со стороны психолога, так и опрашиваемого;

- ни в коем случае она не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

- включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

- поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым; - завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.

   Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания. Первый способ регистрации может использоваться при анализе интересов людей, влияния условий среды и других вопросов, не затрагивающих глубоко проблемы личности.

    В случае же индивидуального консультирования такой способ применять не рекомендуется, чтобы не вызывать у клиента отрицательного отношения к беседе и нежелание давать искренние ответы. И хотя он связан с потерей определенного количества информации, но более оправдан с этической точки зрения. Использование аудио - и видеотехники, безусловно, значительно повышает точность получения и сохранения информации, но порождает ряд этических проблем. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

     Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

    Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

     Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ [3. С. 102-104].

Материал  бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и  контролируется другими методами, в частности наблюдением получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлекает работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

     Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

- наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

- правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

- подготовку такой анкеты, которая легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Таким образом, наиболее распространенным  методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему.

     По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные и устные опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т.д.

     Метод опроса используется в  ряде случаев:

  1. Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
  2. Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
  3. Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.

     В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

     Метод опроса предусматривает  получение социологической информации  в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 216 с.

2. Климов Е.Л. Психология профессионала[Текст] / Е.Л. Климов. – М.; Воронеж.: Феникс, 2007. – 328 с.

3. Климов  Е.Л. Психология труда[Текст] / Е.Л. Климов. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 459 с.

4. Маркович Д.Ж. Общая социология [Текст] / Д.Ж. Маркович. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 249 с.

5. Петровский А.В. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский. – М., 2005. – 168 с.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология [Текст] / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2008. – 367 с.

7. Смелзер Н.А. Социология [Текст] / Н.А. Смелзер. - М.: Феникс, 2007. – 253 с.

8. Шуклин И.Н. Экономика и социология труда [Текст] / И.Н. Шуклин. – Киров: ВятГУ, 2008. – 340 с.

Информация о работе Опросный метод в изучении профессиональной деятельности