Определение понятия "характер", акцентуации характера. Деятельность, ее характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.
Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и т. д. Свойства личности составляют характер человека лишь тогда, когда отличаются большим постоянством и проявляются во всех многообразных формах его поведения: в трудовой деятельности, в учении, во взаимоотношениях с людьми, в играх и развлечениях, в спортивной деятельности и т. д.

Содержание

1. Определение понятия характер,
перечислить основные акцентуации характера. 2-10

2. Деятельность, ее характеристика. 11-17

3. Литература. 18

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

 

Побудительными причинами  деятельности человека являются мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.е. определяет ее цели и задачи.

 

Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем  преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т.е. известный компонент постановки задачи; искомое – неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т.е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т.е. решить ряд задач практической деятельности.

 

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку  для того, чтобы представить и  описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить 

 

наиболее важные для данного  человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено  индивидуальными особенностями  людей.

 

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям  основные виды деятельности. Они будут  соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически  у всех без исключения людей, а  точнее – тем видам социальной человеческой активности, в которые  неизбежно включается каждый человек  в процессе своего индивидуального  развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

 

Игра – это особый вид  деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с  правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда  игрой занят один человек, групповые  – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются  по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые  игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую  в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами  и т.п. Отношения, складывающиеся между  людьми в игре, как правило, носят  искусственный характер в том  смысле этого слова, что окружающими  они не принимаются всерьез и  не являются основанием для выводов  о человеке. Игровое поведение  и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Тем не менее, игры имеют большое  значение в жизни людей. Для детей  игры имеют по преимуществу развивающее  значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а  служит средством общения и разрядки.

В основе деятельности лежит  система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области общественного производства. Деятельность людей является объектом изучения не только психологии, но и  ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, истории, различных производственных технологий. Для психологии категория  деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и фундаментальное  значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессионально-личностные особенности человека.

Формирующая роль деятельности раскрывается при сравне­нии психики людей, занятых в различных областях труда. В развитии психологической

 

науки выделились отрасли, которые  изучают психологическую специфику  деятельности в данном виде труда (психология космическая, спортивная, педагогическая и т. д.). Описан круг черт личности, которым отвечает данная деятельность и которые она (формирует. Устойчивые качества личности позволяют по отдельным проявлениям в поведении, а иногда и по внешнему облику определить профессию человека. Подтянутость, внимание к отношениям людей, постановка голоса, продуманность слов, воздействующих на человека, умение объяснить просто сложный вопрос, убежденность и многие другие личностные качества становятся типичными для поведения учителя.

Знания, чувства, отношения  личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения  регулируют деятельность. Например, на уровне ощущений и восприятий дозируются мускульная сила, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направляется образами и понятиями, зависит от опыта человека. Регулировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая  задачу, ученик мобилизует умственную деятельность, мыслительные процессы, но, производя арифметические вычисления, он подписывает результаты один под  другим, управляя процес­сом выполнения действия на уровне восприятия.

Возрастающие требования к быстроте и точности реакций  человека в условиях современного производства заставляют инженеров вместе с психологами  искать новые конструктивные решения  пультов управления технологическим  процессом. Это необходимо для того, чтобы человек, поддерживая заданный режим работы системы, мог использовать, с одной стороны, различные уровни психической регулировки, а с  другой — различные системы анализаторов, способные осуществлять контроль и  саморегуляцию производимых действий в соответствии с объективными требованиями деятельности. В отличие от автоматических систем, психическая регуляция связана с субъективным отражением и переживанием условий деятельности, в которую включен человек.

Человек в деятельности выступает  как личность, движимая определенными  мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут  выступить потребности, мысли, чувства  и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.

В мотивационно-целевой сфере  с особой ясностью выступает социальная и классовая обусловленность  деятельности. В капиталистическом  обществе человека побуждает к деятельности либо нужда (невозможность физического существования без работы), либо нажива (стремление к личному обогащению, удовлетворению личных потребностей). Принципиально иную основу имеют мотивы деятельности советских людей, которые трудятся не

 

ради личного обогащения, а для построения коммунистического  общества. На первый план в мотивации  деятельности выступает общественная ценность результатов труда. Конечно, советские люди, наряду с моральной, имеют и материальную заинтересованность в труде.

Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных  условий. Основой понимания поведения  в советской психологии является марксистско-ленинское учение о  потребностях. Наряду с органическими  потребностями у человека появляются потребности, порождаемые общественно-историческими  условиями жизни. Под влиянием изменений  окружающего мира изме­няются и потребности.

Потребность сама по себе еще  не является мотивом целе­направленного сознательного действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Для поведения человека характерна динамичность; с изменением обстоятельств  могут измениться и мотивы поведения  и средства, необходимые для достижения цели. Общественно значимый мотив  оказывает в конечном счете решающее влияние на результат деятельности.

В психологии под деятельностью  понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно  воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах  деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем  выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в  психологии рассматривается как  субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта  окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая  реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях  становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской  деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. В процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

Различие между животными  и человеком состоит здесь  лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты  окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного  труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

 

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные  особенности феномена человеческой деятельности:

она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:

предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

она сознательна, целенаправленна:

в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру  люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются  и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Таким образом, категория  деятельности здесь используется как  выражение неразрывной связи  человека с миром и понимания  психического как изначально включенного в эту связь.

Психологический анализ структуры  деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

ее основных психологических  компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;

функций, выполняемых в  процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;

качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как  форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

 

Категория деятельности в  современной психологии

 

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа

интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно  используется для построения различных  прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

Подобным образом преобразованное  восприятие объектов проявляется уже  у животных, деятельность которых  обусловлена свойствами объектов, которые  служат для удовлетворения их биологических потребностей.

Но в развитой форме  предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в  социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

 

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

 

1. генетический - в нем  исходной формой любой человеческой  деятельности выступает совместная  социальная деятельность людей,  в ходе которой в качестве  основного механизма развития  психики работает процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

Информация о работе Определение понятия "характер", акцентуации характера. Деятельность, ее характеристика