Определение понятия "характер", акцентуации характера. Деятельность, ее характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.
Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и т. д. Свойства личности составляют характер человека лишь тогда, когда отличаются большим постоянством и проявляются во всех многообразных формах его поведения: в трудовой деятельности, в учении, во взаимоотношениях с людьми, в играх и развлечениях, в спортивной деятельности и т. д.

Содержание

1. Определение понятия характер,
перечислить основные акцентуации характера. 2-10

2. Деятельность, ее характеристика. 11-17

3. Литература. 18

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

 

 

«Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и  недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность  нередко тяжело переживается. Быстрая  истощаемость в контакте побуждает  к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением  понять чужие переживания, угадать  желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко». Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.

Для лиц с шизоидной  акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения и т. п. Еще представители этого типа не переносят, когда им «лезут в душу», они особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру.

Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом — значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса.

Из приведенных примеров видно, насколько различны и. иногда даже качественно противоположны «слабые  звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления  индивидуального подхода к человеку.

Перейдем к обсуждению некоторых теоретических проблем  психологии характера. При этом сведения, заключенные в типологиях характера, послужат нам важной эмпирической основой.

 

 

В психологии давно стоит  проблема биологических основ характера. Она обсуждается, условно говоря, в более слабой и в более сильной формах. В «слабом» варианте речь идет именно о биологических, или физиологических, основах характера; в более «сильном» варианте предполагаются генетические основы характера. Ведь, как вы уже знаете, все генотипическое есть одновременно и биологическое, но не все биологическое имеет генотипическую природу.

Рассмотрим эту проблему сразу в более сильной формулировке: существуют ли генетические основы характера?

Понимая характер в узком  смысле, можно ответить: да, существуют. В качестве доказательства этого вывода в научной литературе приводятся следующие факты: сходство характеров, прослеженное в родословных линиях многими авторами; связь характера, особенно в его патологических формах, с телесной конституцией (Кречмер, Шелдон и др.); раннее появление и стабильность свойств аномальных характеров в течение жизни; наконец, результаты исследований нормальных характеров с применением близнецового метода. В одном из таких исследований сопоставлялись некоторые черты характера однояйцевых близнецов, разлученных в раннем детстве и воспитанных врозь, и сиблингов, воспитывавшихся вместе. Результаты оказались следующими.

 

Таблица 1. Коэффициенты корреляции свойств характера внутри пар близнецов и сиблингов

Свойства характера

 

Степень родства и условия  воспитания       Эмоциональная устойчивость                       Экстраверсия

 

неустойчивость                                             интроверсия

Однояйцевые близнецы, воспитывались  врозь    0,53                                           0,61

Сиблинги, воспитывались вместе              0,11                                           0,17


 

 

Как видно, сиблинги показали удивительно низкую корреляцию, однояйцевые близнецы — достаточно высокую. Эту сильную разницу в результатах можно объяснить общей генетической основой характера у однояйцевых близнецов.

Констатация генетических и  даже просто биологических основ  характера часто вызывает некорректную критику. Упреки обычно сводятся к двум пунктам: происходит якобы биологизация личности и якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы.

Рассмотрим оба эти  пункта критики, чтобы правильно  сориентироваться во всей проблеме в целом.

 

 

Относительно первого  пункта, В действительности, когда  речь идет о биологических или  генетических основах индивидуальности, то эти «основы» обсуждаются в  отношении характера, а не личности, а если говорить более точно, то в  отношении темперамента. Сошлемся на самого «ярого конституционалиста»  Э. Кречмера, который пишет, что именно темпераменты составляют ту часть психического, которая «...стоит в корреляции со строением тела».  В характер же, по его словам, входят также «...экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции».  Из приведенных слов видно, что точка зрения Э. Кречмера практически ничем не "отличается от понимания темперамента как генотипа и характера как фенотипа, предложенного И. П. Павловым.

 

Если признать, что биологические, и даже генотипические свойства организма  определяют темперамент, а последний  составляет «основу» характера, то естественно  рассматривать определённые свойства организма как органическую базу характера. При этом, имея в виду опосредствование условиями жизни, правильнее было бы говорить о них  как о биологических или генотипических предпосылках характера.

Нужно заметить, что авторы типологий обращают большое внимание на выделение базовых «измерений»  характера, или свойств темперамента, отличающих каждый тип. (Примерами могут  служить эмоциональная теплота  циклоидов и холодность шизоидов, повышенная чувствительность и истощаемость астеников, сила влечений и вязкость аффектов эпилептоидов и др.). Проводя такую работу, психологи оказывают неоценимую услугу физиологам, подсказывая, в каких структурах и функциях следует искать биологические корреляты основ характера.

Что касается второго пункта критики, то нужно со всей определенностью  сказать, что признание генетических предпосылок характера ни в коем случае не означает утверждение его  генетической предопределенности. Согласно положениям современной генетики наследуется  лишь «норма реакции», т. е. набор различных  способов реагирования на средовые влияния. То, как оформятся генетические предпосылки  в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условии среды. Поэтому при обсуждении проблемы формирования характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический, ни средовой факторы.

И действительно, изучение крайних  аномалий характера заставляет предположить, что в ряде случаев относительно больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, в других случаях — средовой фактор.

Так, в психиатрической  литературе описаны «истинные», или  «ядерные», психопатии, в происхождении  которых решающая роль отводится  неблагоприятной наследственности. В этих случаях удается установить наличие того же типа характера у  родителей, сибсов и у родственников  по

 

боковым линиям. Отмечается также раннее проявление аномалий характера  и их относительная неизменность в течение жизни. Наконец, установлено, и это важно подчеркнуть, что психопатии могут возникать даже при самых благоприятных условиях воспитания. Вместе с тем известны случаи прямо противоположного смысла: к формированию психопатий могут привести исключительно тяжелые социальные условия при совершенно нормальном исходном фоне. Ту же роль могут сыграть биологически вредные средовые воздействия (мозговые травмы, инфекции), особенно пришедшиеся на пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды .

Наконец, среднее положение  занимают случаи (их большинство), при  которых, по словам А. Е. Личко, «семена дурных средовых воздействий упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву» т. е. при генетической предрасположенности ребенок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт характера. Итак, анализ проблемы «биологических основ характера», приводит нас к следующим выводам.

Во-первых, детерминанты свойств  характера следует искать как  в особенностях генотипического  фона, так и в особенностях средовых воздействий. Во-вторых, степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера  может быть очень различной. В-третьих, генотипические и средовые влияния  на характер могут, так сказать, алгебраически  суммироваться: при неблагоприятном  сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные  степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании  даже сильная генотипическая предрасположенность  к аномалии может не реализоваться  или по крайней мере не привести к патологическим отклонениям характера.

Все эти выводы очень важны  для психологии. В частности, они  заставляют выдвинуть как очень  актуальную задачу ранней диагностики  отклонений характера у детей  и изучения специальных условий  воспитания, учитывающих и, возможно, корригирующих эти отклонения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деятельность, ее характеристика.

 

 

Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъ¬ект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяю¬щий таким образом свои потребности.

Деятельность человека —  это активность, направленная на дости¬жение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворени¬ем его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Она имеет ряд отличительных психологических черт.

Деятельность человека носит  сознательный характер: человек осоз¬нает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Если человек не осознает цели, то нельзя говорить и о деятельности в человеческом смысле слова. В этом случае имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности, импульсивное поведение управляется не¬посредственно потребностями и эмоциями (как у животных).

Деятельность человека связана  с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.

Деятельность человека носит  общественный характер, она осуще¬ствляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Именно в процессе деятель-\' ности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Как показали исследования отечественных психологов (А.Н. Ле¬онтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.), проте¬кание и развитие различных психических процессов существенно за¬висят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления.

Кроме того, исследования, выполненные  А.Н. Леонтьевым, П.Я. Галь¬периным, Д.Б. Элькониным и другими учеными, показали, что на ос¬нове внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — мотивированный процесс использования тех или  иных средств для достижения цели. Первым выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию русский психолог М. Я. Басов (1892—1931). В структуру деятельности наряду с целями, мотивами включены способы и приемы. Особенности деятельности определяются содержанием целей, предметом, на который она направлена, средствами и способами, с помощью которых происходит ее осуществление, и результатами. Важнейшими видами деятельности являются игра, учение, труд. Виды профессиональной деятельности многообразны: деятельности

 

учителя, инженера, врача, архитектора, писателя, артиста, композитора, агронома, офицера и т. д. Психологическое  содержание профессиональной деятельности включает развитые, с учетом ее требований, психические процессы, состояния, образования  и свойства личности. Важнейшее условие успешной деятельности - творческий подход, осуществление ее со знанием дела и перспективой.

Одной из самых главных  особенностей человека является то, что  он способен трудиться, а любой вид  труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого  взаимодействия происходит возникновение  психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с  окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет  побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Информация о работе Определение понятия "характер", акцентуации характера. Деятельность, ее характеристика