Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:11, реферат
Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.
Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.
В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений, утрата социальных навыков, в том числе вследствие длительного пребывания в клинике и развивающегося у больных госпитализма. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности, их личного и социального статуса. В качестве приоритетного направления проводимых в последние годы реформ в зарубежной психиатрии, активное внедрение которых готовится и в нашей стране, выбран переход от исключительно медицинской модели помощи к модели биопсихосоциальной.
За рубежом проблема ресоциализации психически больных остро встала в конце 1970-х - начате 1980-х годов, когда под влиянием антипсихиатрического движения огромное число больных были выписаны, а психиатрические стационары закрыты. Выписанные больные, не способные вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя экономически, пополнили ряды бездомных и безработных. Они нуждались не только в психиатрической помощи, но и в социальной защите, финансовой поддержке, тренинге утраченных трудовых и коммуникативных навыков.
При тесном сотрудничестве
психиатрических и социальных служб,
существующих за счет государственного
финансирования, общественных и благотворительных
фондов, во многих европейских странах
сформировалась разветвленная
Реформа организации психиатрической
помощи ни в коем случае не обозначает
немедленного сокращения коечного фонда
психиатрических больниц. Но в будущем
это неизбежно. Альтернативой
Главным звеном должна стать амбулаторная служба. По мнению В.СЯстребова, значительная часть ныне стапионируемых больных (до 40%) могла бы обойтись без госпитализации. В последние годы в связи с общим ухудшением- экономической ситуации, закры тием некоторых государственных предприятий и появлением безработицы реабилитация психически больных также стала трудноразрешимой задачей. Пришли в упадок обеспечивавшиеся ранее государством учреждения реабилитационной направленности - лечебно-трудовые мастерские, артели и производства, где могли трудиться инвалиды. Из-за недостаточности материальной базы сворачиваются программы профессионального обучения умственно отсталых во вспомогательных школах и интернатах, закрываются принимавшие их выпускников профессиональные училища.
В создавшихся условиях выявилась
необходимость поиска новых путей
организации социально-трудовой адаптации
психически больных и умственно
отсталых. В современных социально-
По единодушному мнению психиатров,
подавляющее большинство
Огромный контингент больных
с пограничными психическими расстройствами
нуждается в
Часто установление контакта больного с врачом бывает труднее, чем со средним и младшим персоналом. Больные, больше общаясь с фельдшером или медицинской сестрой, привыкают к ним, их отношение расценивают как доброжелательное и сравнительно редко включают в свои болезненные суждения и бредовые переживания поведение фельдшера и сестры. Сплошь и рядом больные делятся со средним и младшим персоналом такими переживаниями, о которых совершенно не говорят врачу, обращаются к ним за советом, принимают пищу только из рук определенной медицине:ой сестры или няни. Надо уметь поддерживать это доверие больного. Оно часто помогает врачу в распознавании Скрываемых больным переживаний.
Напряженность, бредовые толкования
окружающего или
Нельзя больного обманывать. На вопрос об исходе болезни, степени ее излечимости, о сроке выписки, о способе лечения и действии лечебных средств на организм медицинская сестра должна успокоить больного, ни в чем ложном его не убеждая. Всякий обман больного, невыполнение того или иного обещания не только роняет авторитет персонала, но и усиливает недоверие, напряженность, бредовую настроенность больного. Если няня или фельдшер не могут ответить на сложный, но настойчивый вопрос больного, надо выяснить этот вопрос, переговорив с лечащим врачом.
Не вое просьбы больного должны выполняться, так как часто даже самая на первый взгляд невинная просьба (дать остро отточенный карандаш или ручку с пером для того, чтобы писать письмо) может скрывать за собой стремление больного использовать эти предметы для нанесения физического повреждения себе или окружающим. С другой стороны, всякая просьба больного, не противоречащая правилам больничного отделения, например, дать почитать книгу, газету, должна быть выполнена в обещанный срок.
Особенно чуткое и сердечное
отношение при неослабевающем надзоре
надо проявлять к больным, находящимся
в состоянии депрессии, со страхами,
с бредом виновности. Такие больные
находятся в состоянии
К наиболее важным рекомендациям, направленным на сохранение и укрепление психического здоровья детей, относятся следующие:
1. Правильная организация и соблюдение режима дня.
2. Гигиеническая организация учебной нагрузки (соблюдение гигиенических требований к продолжительности урока, письма, чтения,расписание занятий, правильное чередование уроков, разных по характеру деятельности и чередование различных видов нагрузки течение недели, чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом и т.п.).
3. Подготовка ребенка
к поступлению в детское
4. Готовность ребенка к школе.
5. Правильное воспитание
детей в семье и
6. Индивидуальный подход
к детям с различными
7. Обеспечение благоприятных
условий для формирования у
детей положительного
8. Интеграция физической
и умственной деятельности в
учебно-воспитательном
Соблюдение этих психогигиенических рекомендаций создают условия для укрепления психического здоровья и оптимизации работоспособности детей и подростков.
Информация о работе Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»