Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:11, реферат

Описание работы

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.
Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.

Работа содержит 1 файл

исполнение госбюджета 2010.docx

— 13.93 Кб (Скачать)

 В качестве примера  рассмотрим режим дня учащихся, занимающихся в первую смену.  Естественно, каждый день у  них начинается с подъема, зарядки,  туалета, завтрака. Но возникает  вопрос: когда надо вставать? Это  зависит от того, как быстро  и четко человек умеет собираться. Главное, утром надо все делать  без спешки, в умеренном темпе.  Когда человек спешит, его деятельность  хаотична, она переполнена случайными  факторами, которые мешают формированию  динамического стереотипа. Вчера  ученик пытался утром дописать  упражнение, сегодня потратил время  на то, чтобы собрать портфель, завтра ему, вероятно, придется  искать не приготовленную заранее  сменную обувь. В результате  полезные привычки не вырабатываются.

 Поиски необходимых  вещей в обстановке недостатка  времени ведут к ненужному  напряжению нервной системы, отрицательным  эмоциям, которые препятствуют  качественной настройке на учебную  деятельность, снижают ее результаты. Наконец, они могут стать причиной  нервно-психического перенапряжения. Для того чтобы сохранить высокую  работоспособность, надо все необходимое  готовить заранее и одни и  те же дела постоянно выполнять  в одной и той же последовательности. Это приведет к выработке динамического  стереотипа, который позволит сэкономить  силы.

 

 Работоспособность человека  в течение дня меняется, достигая  наибольшей интенсивности в периоды  от 10 до 13 и от 16 до 20 ч. Поэтому  умственную работу надо выполнять  в период наибольшей работоспособности.  О режиме физической нагрузки  и питания мы подробно говорили  раньше (с. 37 и 117), поэтому здесь  рассмотрим некоторые гигиенические  рекомендации, связанные с работой  за столом. Прежде всего надо не забывать о гигиене зрения, следить, чтобы от карандаша, руки и других предметов не падала тень на текст. Резкая смена освещенности вызывает непрерывную работу мышцы, сужающей и расширяющей зрачок, что вредно отражается на зрении. Наклон книги должен быть таким, чтобы от верхних и нижних строк, расположенных на данной странице, было одинаковое расстояние. Абажур должен скрывать, от глаз светящуюся нить накала лампочки. После 20- 30 мин работы следует отрываться от текста и несколько минут смотреть вдаль. Этот простой прием позволяет предотвратить утомление глаз. Полезно выполнить и ряд упражнений, снимающих усталость и восстанавливающих остроту зрения.

 Начинать выполнять  домашние задания следует с  не очень трудного предмета. Задания  по наиболее сложным предметам  надо делать позднее, а в  конце работы переходить к  самым легким предметам. При  переходе от предмета к предмету  полезно делать 5-10-минутные перерывы, заполняя их либо физкультурными  паузами, либо работой по дому. Непосредственно перед отходом  ко сну не рекомендуется чтение, напряженная умственная работа, подвижные шумные игры и развлечения.  Все это возбуждает нервную  систему и препятствует своевременному  засыпанию, ведет к поверхностному, неглубокому сну.

 Сон и сновидения. Гигиена  сна. Сном называют периодически  наступающее состояние человека  и животных, характеризующееся почти  полным отсутствием реакций на  внешние раздражители. Во время  сна происходит естественный  периодический отдых человека  от психической деятельности, который  обусловлен биоритмами организма.

 И. П. Павлов полагал что во время сна происходит полное торможение клеток коры больших полушарий головного мозга и ближайшей подарки. Однако последние исследования с применением новейших достижений электроники показали, что это не совсем так. Во время сна работа мозга не затормаживается, а перестраивается. Причем сам сон - сложное явление, которое имеет несколько стадий. Эти стадии циклически повторяются, и для полного восстановления сил необходимо, чтобы все они прошли в определенной последовательности.

 В настоящее время  известно несколько стадий медленного  и быстрого сна. Названия «медленный» и «быстрый» отражают характер электроэнцефалограмм - кривых, регистрирующих биотоки мозга. В состоянии бодрствования кривая показывает наличие быстро колеблющихся токов небольшой амплитуды. Когда человек засыпает, амплитуда колебаний возрастает, а сами колебания становятся медленными. Отсюда название «медленный» сон. Затем кривая биотоков мозга спящего человека изменяется: она приобретает характер быстрых колебаний, чем-то напоминающих кривую биотоков мозга бодрствующего человека. Отсюда и название «быстрый» сон.

 Для фазы быстрого  сна характерны некоторые особенности:  движения глаз, одышка, нарушения  ритма пульса с полным расслаблением  скелетных мышц. У человека эта  стадия длится недолго - в среднем  5-10 мин. Она повторяется около  5 раз в течение ночи. Обычно  фаза быстрого сна связана  со сновидениями. Впрочем, исследования  последних лет показали, что и  некоторые фазы медленного сна  также могут сопровождаться сновидениями.

 Как уже было сказано,  у человека, спящего крепким сном, все фазы сна в течение ночи  повторяются несколько раз. После  пробуждения такой человек чувствует  себя бодрым и хорошо выспавшимся.  Сновидения многие люди не  помнят, хотя большинство здоровых  людей их видят.

 О природе и значении  сновидений высказано много гипотез.  Сторонники одной из гипотез  считают, что сновидения связаны  с психологической защитой организма  от травмирующих факторов. Сновидения  позволяют нам эмоционально разрядиться,  отреагировать на обстоятельства, на которые мы не смогли  должным образом ответить в  состоянии бодрствования. Например, в наш адрес было высказано  оскорбительное замечание, а ответ  на него в нужную минуту  не нашелся. В сновидении это  событие вновь повторяется, но  решается уже в нашу пользу. Суть этой гипотезы состоит  в том, что сновидения являются  как бы средством психологической  защиты, они освобождают нас от  груза переживаний, которые продолжали  бы нас угнетать в дальнейшем. Сторонники этой гипотезы считают,  что в состоянии нервного истощения  человеку не снятся сны. (Здоровые  люди сны видят, но их не  запоминают, больные их просто  не видят.) Люди, которые начинают выходить из состояния невроза, видят устрашающие сновидения, кошмары, в которых они всегда терпят бедствие, и, наконец, в период окончательного выздоровления у них восстанавливаются обычные сновидения, при которых человек берет верх над обстоятельствами, достигает желаемого.

 Сновидения, как правило,  не могут предсказать ход будущих  событий, но вера в сновидения  может весьма и весьма сильно  отразиться на жизни человека. Ведь каждый из нас строит  для себя программу жизни. Одни, например, решаются идти в СПТУ, другие - в техникумы, третьи хотят  окончить среднюю школу и пойти  в институт. Может ли на выбор  дальнейшей жизни повлиять сновидение? Да, может, если человек верит  в него. Ведь состояние выбора  вещь нелегкая, она требует размышления,  большого труда. Вера в сновидение, примету, гадание может повлиять  на решение.

Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами .

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды  на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция - это система психологических  воздействий, направленных на изменение  определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную  роль в возникновении болезней. Психологическая  коррекция не направлена на изменение  симптоматики и вообще клинической  картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения  у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических  заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые  другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез  большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники  биологических исследований привело  к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика, т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача - при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств - организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

При третичной психопрофилактике основное значение приобретает социальная реабилитация болъньос.

Важную роль в развитии психопрофилактики играют совершенствование структуры и увеличение числа различных психиатрических, психотерапевтических и психологических учреждений, особенно приближенных к населению (дневных стационаров, ночных профилакториев, психоневрологических и психотерапевтических кабинетов при поликлиниках, кризисных центров, психологической службы по телефону и т.п.), а также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими формами психических расстройств.

Реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и  раннее возвращение больных и  инвалидов (детей и взрослых) в  общество и к общественно-полезному  труду. Реабилитация представляет собой  сложный процесс, в результате которого у больного формируется активное отношение к нарушению его  здоровья и восстанавливается положительное  восприятие жизни, семьи и общества. Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни  и труду после болезни, прежде всего - личностный подход к больному человеку.

Информация о работе Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»