Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:11, реферат

Описание работы

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.62 Кб (Скачать)

В настоящее время принято  различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. При психических  заболеваниях реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения  личности, ее социальных связей и отношений, утрата социальных навыков, в том  числе вследствие длительного пребывания в клинике и развивающегося у  больных госпитализма. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности, их личного и социального статуса. В качестве приоритетного направления проводимых в последние годы реформ в зарубежной психиатрии, активное внедрение которых готовится и в нашей стране, выбран переход от исключительно медицинской модели помощи к модели биопсихосоциальной.

За рубежом проблема ресоциализации психически больных остро встала в конце 1970-х - начате 1980-х годов, когда под влиянием антипсихиатрического движения огромное число больных были выписаны, а психиатрические стационары закрыты. Выписанные больные, не способные вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя экономически, пополнили ряды бездомных и безработных. Они нуждались не только в психиатрической помощи, но и в социальной защите, финансовой поддержке, тренинге утраченных трудовых и коммуникативных навыков.

При тесном сотрудничестве психиатрических и социальных служб, существующих за счет государственного финансирования, общественных и благотворительных  фондов, во многих европейских странах  сформировалась разветвленная социореабилитационная система, нацеленная на поэтапную реинтеграцию психически больных в общество. Задачами входящих в нее учреждений являются предоставление психически больным временного места проживания, обучение и привитие им навыков, необходимых в повседневной жизни, улучшение их социальной и трудовой приспособляемости. С этой целью были созданы специальные общежития, гостиницы, в которых больные не только проживают, обеспечиваются психиатрическим наблюдением, но и получают помощь в профессионально-трудовой адаптации. Все большее распространение получает трудоустройство больных в обычных условиях производства, но при сохранении постоянного наблюдения психиатров и социальных работников. К сожалению, эта форма во многом зависит от работодателей.

Реформа организации психиатрической  помощи ни в коем случае не обозначает немедленного сокращения коечного фонда  психиатрических больниц. Но в будущем  это неизбежно. Альтернативой специализированным психиатрическим больницам может  быть создание в структуре больших  многопрофильных больниц отделений  кратковременного пребывания для острых психотических больных. Мировой опыт показывает, что выведение пациентов с психическими расстройствами за стены психиатрических учреждений способствует не только уменьшению случаев госпитализма, но и их социальной адаптации. При этом улучшится качество обследования и лечения. Содержание людей с психическими расстройствами в новых условиях не будет отличаться от других контингентов, уменьшится их социальное отторжение вследствие стигматизации. В связи со специализацией городских многопрофильных больниц представляется возможным расширение сети специализированных психосоматических и соматопсихиатрических отделений.

Главным звеном должна стать  амбулаторная служба. По мнению В.СЯстребова, значительная часть ныне стапионируемых больных (до 40%) могла бы обойтись без госпитализации. В последние годы в связи с общим ухудшением- экономической ситуации, закры тием некоторых государственных предприятий и появлением безработицы реабилитация психически больных также стала трудноразрешимой задачей. Пришли в упадок обеспечивавшиеся ранее государством учреждения реабилитационной направленности - лечебно-трудовые мастерские, артели и производства, где могли трудиться инвалиды. Из-за недостаточности материальной базы сворачиваются программы профессионального обучения умственно отсталых во вспомогательных школах и интернатах, закрываются принимавшие их выпускников профессиональные училища.

В создавшихся условиях выявилась  необходимость поиска новых путей  организации социально-трудовой адаптации  психически больных и умственно  отсталых. В современных социально-экономических  условиях только развитие внестационарной помощи может помочь достижению основной цели - истинной реабилитации больных, их адаптации к сложным жизненным условиям. При этом меняется не только стратегия, но и тактика оказания помощи. Необходим переход от преимущественно медицинской к полипрофессиональной модели - бригадному метод), когда с пациентом одновременно работают специалисты разных направлений. Это - психиатр, психотерапевт, психолог, психиатрическая медицинская сестра, социальный работ ник, активирующий терапевт и др. Только в этом случае имеет место комплексный подход к лечению больного, который учитывает все его проблемы - медицинские, социальные, психологические и др.

По единодушному мнению психиатров, подавляющее большинство пациентов, нуждающихся в реабилитации, составляют больные шизофренией. Для них  должны использоваться специальные  тренинговые программы, направленные на достижение автономности в стиле жизни больного, улучшение его социальных связей и профилактику полной изоляции (что наиболее важно для больных шизофренией). В реабилитации особенное значение имеет индивидуализированный подход, учитывающий вид и степень выраженности имеющейся у больного дисфункции (недостаточность инициативы и эмоций, социальный и когнитивный дефект).

Огромный контингент больных  с пограничными психическими расстройствами нуждается в психотерапевтической помощи. Совсем небольшое количество существующих в стране психотерапевтических стационаров и кабинетов не могут  ее обеспечить. Есть огромная потребность  в психотерапевтических отделениях, в расширении сети пси¬хотерапевтических кабинетов, подготовке психологов и психотерапевтов, владеющих эффективными современными методами.

Часто установление контакта больного с врачом бывает труднее, чем  со средним и младшим персоналом. Больные, больше общаясь с фельдшером или медицинской сестрой, привыкают  к ним, их отношение расценивают  как доброжелательное и сравнительно редко включают в свои болезненные  суждения и бредовые переживания  поведение фельдшера и сестры. Сплошь и рядом больные делятся  со средним и младшим персоналом такими переживаниями, о которых  совершенно не говорят врачу, обращаются к ним за советом, принимают пищу только из рук определенной медицине:ой сестры или няни. Надо уметь поддерживать это доверие больного. Оно часто помогает врачу в распознавании Скрываемых больным переживаний.

Напряженность, бредовые толкования окружающего или галлюцинаторные  переживания часто определяют неправильное поведение больного1 нередко, например, больные, считая себя здоровыми, требуют немедленно открыть двери и выпустить их. Надо чутко и тактично успокоить больного. Другие больные пишут заявления в высшие инстанции о каких-то истязаниях и других видах преследований, которым они якобы подвергаются в стенах лечебного учреждения. Надо не только умело успокоить больного, но и разубедить взволнованного родственника, уверенного в справедливости высказываний больного. Вся корреспонденция больных (письма, заявления), передаваемые через медицинскую сестру или няню, должна поступать к врачу для ознакомления.

Нельзя больного обманывать. На вопрос об исходе болезни, степени  ее излечимости, о сроке выписки, о способе лечения и действии лечебных средств на организм медицинская  сестра должна успокоить больного, ни в чем ложном его не убеждая. Всякий обман больного, невыполнение того или иного обещания не только роняет авторитет персонала, но и  усиливает недоверие, напряженность, бредовую настроенность больного. Если няня или фельдшер не могут ответить на сложный, но настойчивый вопрос больного, надо выяснить этот вопрос, переговорив с лечащим врачом.

Не вое просьбы больного должны выполняться, так как часто даже самая на первый взгляд невинная просьба (дать остро отточенный карандаш или ручку с пером для того, чтобы писать письмо) может скрывать за собой стремление больного использовать эти предметы для нанесения физического повреждения себе или окружающим. С другой стороны, всякая просьба больного, не противоречащая правилам больничного отделения, например, дать почитать книгу, газету, должна быть выполнена в обещанный срок.

Особенно чуткое и сердечное  отношение при неослабевающем надзоре  надо проявлять к больным, находящимся  в состоянии депрессии, со страхами, с бредом виновности. Такие больные  находятся в состоянии постоянного  двигательного беспокойства, почти  беспрерывно назойливо обращаются к персоналу, пытаясь убедить  медицинскую сестру и няню в своей  преступности, виновности, заслуживающей  тяжелого наказания. Утешения, уговоры, увещевания, разубеждения обычно не достигают  цели. Облегчает состояние больного отвлечение его каким-нибудь трудовым процессом.

К наиболее важным рекомендациям, направленным на сохранение и укрепление психического здоровья детей, относятся следующие:

1. Правильная организация  и соблюдение режима дня.

2. Гигиеническая организация  учебной нагрузки (соблюдение гигиенических  требований к продолжительности урока, письма, чтения,расписание занятий, правильное чередование уроков, разных по характеру деятельности и чередование различных видов нагрузки  течение недели, чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом и т.п.).

3. Подготовка ребенка  к поступлению в детское дошкольное  учреждение.

4. Готовность ребенка  к школе.

5. Правильное воспитание  детей в семье и организованных  коллективах.

6. Индивидуальный подход  к детям с различными типологическими  особенностями ВНД.

7. Обеспечение благоприятных  условий для формирования у  детей положительного эмоционального  состояния.

8. Интеграция физической  и умственной деятельности в  учебно-воспитательном процессе  в учебных заведениях.

Соблюдение этих психогигиенических рекомендаций создают условия для  укрепления психического здоровья и  оптимизации работоспособности  детей и подростков.


Информация о работе Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»