Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:11, реферат
Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья
В качестве примера
рассмотрим режим дня учащихся,
занимающихся в первую смену.
Естественно, каждый день у
них начинается с подъема,
Поиски необходимых
вещей в обстановке недостатка
времени ведут к ненужному
напряжению нервной системы,
Работоспособность человека
в течение дня меняется, достигая
наибольшей интенсивности в
Начинать выполнять
домашние задания следует с
не очень трудного предмета. Задания
по наиболее сложным предметам
надо делать позднее, а в
конце работы переходить к
самым легким предметам. При
переходе от предмета к
Сон и сновидения. Гигиена
сна. Сном называют
И. П. Павлов полагал что во время сна происходит полное торможение клеток коры больших полушарий головного мозга и ближайшей подарки. Однако последние исследования с применением новейших достижений электроники показали, что это не совсем так. Во время сна работа мозга не затормаживается, а перестраивается. Причем сам сон - сложное явление, которое имеет несколько стадий. Эти стадии циклически повторяются, и для полного восстановления сил необходимо, чтобы все они прошли в определенной последовательности.
В настоящее время
известно несколько стадий
Для фазы быстрого
сна характерны некоторые
Как уже было сказано,
у человека, спящего крепким сном,
все фазы сна в течение ночи
повторяются несколько раз.
О природе и значении
сновидений высказано много
Сновидения, как правило,
не могут предсказать ход
Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами .
Профилактика любых
Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).
Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.
Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.
К задачам первичной
Психологическая коррекция - это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.
Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.
Первичная профилактика психических
заболеваний, таких как шизофрения,
эпилепсия, олигофрения и некоторые
другие, пока ограничена ввиду того,
что этиология и патогенез
большинства наиболее тяжелых форм
психической патологии до настоящего
времени остаются недостаточно ясными.
Значение имеет лишь медико-генетическое
консультирование. Развитие техники
биологических исследований привело
к появлению возможности
Вторичная психопрофилактика, т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача - при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств - организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.
При третичной психопрофилактике основное значение приобретает социальная реабилитация болъньос.
Важную роль в развитии психопрофилактики играют совершенствование структуры и увеличение числа различных психиатрических, психотерапевтических и психологических учреждений, особенно приближенных к населению (дневных стационаров, ночных профилакториев, психоневрологических и психотерапевтических кабинетов при поликлиниках, кризисных центров, психологической службы по телефону и т.п.), а также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими формами психических расстройств.
Реабилитация является системой
государственных, социально-экономических,
медицинских, профессиональных, педагогических,
психологических и других мероприятий,
направленных на предупреждение развития
патологических процессов, приводящих
к временной или стойкой утрате
трудоспособности, на эффективное и
раннее возвращение больных и
инвалидов (детей и взрослых) в
общество и к общественно-полезному
труду. Реабилитация представляет собой
сложный процесс, в результате которого
у больного формируется активное
отношение к нарушению его
здоровья и восстанавливается
Информация о работе Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»