Определение и общения характеристика общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:19, доклад

Описание работы

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Общение – это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.

Работа содержит 1 файл

Определение и общения характеристика общения.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

Определение и общения характеристика общения. Функции  общения.

     Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества. В общении реализуются  социальные отношения людей.

     Общение – это не только и не столько  просто речь человека. Это, пожалуй, главная  и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального  взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для  этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум  два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.

     В общении выделяются три взаимосвязанных  стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать  действия, распределить функции, или  повлиять на настроение, поведение, убеждения  собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс  восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

     Данная  работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы – осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения  не только просто возможен, но и насыщен  эмоциями, чувствами. Без таких характеристик  повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.

     2 Функции общения

 

     Соответственно  сторонам общения различают три  основные функции общения:

  1. коммуникативная, или информационно-коммуникативная, т.к. процесс общения предполагает обмен информации, не важно, какого она содержания.

     Общие требования к осуществлению коммуникативной  функции таковы: точное оринентирование  высказывания на собеседника, отражение  в сообщаемом личного отношения  говорящего, отбор формы передачи информации, выбор речевых средств  в ситуации информирования, предвидение  реакции партнера, способность конкретизировать информации по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру, учет индивидуальных особенностей собеседника.

     Коммуникация  – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному  пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое  со всеми».

     Если  не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в  успехе коммуникации, необходимо иметь  обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как  относятся к проблеме).

     Коммуникативная компетентность – способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной  коммуникации характерно: достижение взаимопнимания партнеров, лучшее понимание  ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании  ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение цели с оптимальным  расходованием ресурсов). Коммуникативная  компетентность рассматривается как  система внутренних ресурсов, необходимых  для эффективной коммуникации в  определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

     Причинами плохой коммуникации могут быть:

     А) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в  результате чего нет объективного анализа  и понимания людей, ситуаций, проблем;

     Б) предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все что  ново, необычно. Мы редко осознаем что  толкование событий другим человеком  столь же законно что и наше собственное;

     В) плохие отношения между людьми, поскольку  если отношения человека враждебны, трудно его убедить в справедливости вашего мнения;

     Г) отсутствие внимания и интереса собеседников. Интерес возникает если собеседник осознает значимость информации для  себя;

     Д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключение при отсутствии достаточного числа фактов;

     Е) ошибки в построении высказывании: неправильный выбор слов, сложность  сообщения, слабая убедительность, нелогичность;

     Ж) неверный выбор стратеги и тактики  общения.

     Каждый  из видов общения имеет свою стратегию  и тактику.

     Стратегии общения:

  1. открытое – закрытое общение. При открытом общении проявляется желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение предполагает нежелание либо неумении понятно свою точку зрения, свое отношение, а также имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в таких случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметно компетентности и бессмысленно тратить время  силы на поднятие компетентности низкой стороны; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств и планов противоборствующей стороне нецелесообразно.
  2. Существуют полузакрытые коммуникации, например, по типу одностороннего спрашивания, когда человек пытается выяснить позиции другого, в тоже время не раскрывая свои позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто предъявляет свою проблему, выражает чувства, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать «излияния».
  3. Монологическая-диалогическое общение.
  4. Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

     Различные виды общения предполагающие выбор  той или иной стратегии, подчиняются  своим специфическим правилам.

     Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии  на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения  – совокупность конкретных коммуникативных  умений говорить и умений слушать.

     В общении выделяют следующие позиции:

     - доброжелательная позиция по  отношению к собеседнику

     - нейтральная позиция;

     - враждебная позиция, неприятие  собеседника;

     - доминирование, или «общение сверху»;

     - общение «на равных»;

     - подчинение, или общение «снизу».

     Следующая функция общения – познание людьми друг друга в процессе общения, или  перцептивная (от лат. – психологическое  восприятие, непосредственное отражение  объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения  – это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует  вся личность человека, все психологические  процессы – память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся  в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних  данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее  автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.

     Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно  этому учиться. Для этого нужно  быть внимательным к собеседнику: развивать  коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность  общения с этим человеком); развивать  наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию  собеседника; уметь анализировать  внешнее поведение людей –  позу, жесты, мимику, экспрессию – то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно  думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более  целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной  личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в  психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается  неудачным, а это в свою очередь  может привести к ухудшению межличностных  отношений.

     Следующая функция общения -  это организация  межличностных отношений.1

     Процесс формирования плодотворных взаимоотношений  предполагает:

     - подлинный интерес к другому  человеку, стремление познать и  понять его;

     - осознания себя как части целого  – частички человеческого взаимодействия;

     - стремление так организовать  взаимоотношения, чтобы общение  с вами было приятным для  другого;

     - взаимоотношения не должны складываться  стихийно,  необходимо направленно  их формировать, тогда быстрее  и приятнее пройдет взаимопонимание.

     Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как  он его видит и привлечь таким  образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся  решить как люди эмоциональные, так и  внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен – это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

     Взаимодействие  людей всегда есть борьба – борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь  с человеком существует желание  «спровоцировать» его поведение  в интересующем направлении, найти  в системе его контраргументов  слабые точки, воздействовать на них  и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять  поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях  используются разнообразные неречевые  средства общения.

      1. Общение, как обмен информацией  (коммуникативная сторона общения) 

      
    1. Специфика обмена информацией в коммуникативном  процессе

      Сам процесс коммуникации понимается как  процесс обмена информации, т.е. во время  совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и  интересами, настроениями, чувствами.

      При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона  дела: как информация передаётся, в  то время как в условиях человеческого  общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

      При описании коммуникативной стороны  общения надо выявить специфику  в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

      1. Общение нельзя рассматривать  лишь как отправление информации  какой-то передающей системой  или как приём ее другой  системой, так как в отличие  от простого «движение информации»  между двумя устройствами имеется  в виду отношение двух индивидов,  каждый из которых является  активным субъектом: взаимное  информирование их предполагает  налаживание в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного  процесса предлагает активность  также и в своем партнёре. Направляя  ему информацию необходимо ориентироваться  на него, т.е. анализировать его  цели, мотивы и т.д., «обращаться»  к нему.

      По  этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся  при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при  условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

      2. Обмен информации сводится к  тому, что посредством системы  знаков партнёры могут повлиять  друг на друга, следовательно,  обмен информации предполагает  воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния  участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое  здесь возникает, есть не что  иное, как психологическое воздействие  одного коммуниканта на другого  с целью изменения его поведения.  Эффективность коммуникации измеряется  тем, на сколько удалось это  воздействие. При обмене информацией  происходит изменение самого  типа отношений, который сложился  между участниками коммуникации.

      3. Коммуникативное влияние как  результат обмена информацией  возможно лишь тогда, когда  «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией  возможен лишь при условии,  что знаки и, главное, закрепленные  за ними значения известны  всем участникам коммуникативного  процесса. Только принятие единой  системы значений обеспечивает  возможность партнеров понимать  друг друга. Мысль никогда не  равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно  быть идентичное понимание ситуации  общения.

Информация о работе Определение и общения характеристика общения