Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:18, контрольная работа
Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка особенно распространено в зарубежных странах. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. В нашей стране только в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок, как средство познания личности .
При выполнении
задания по данным инструкциям оценивается
наличие или отсутствие совместных
усилий в тех или иных ситуациях,
которые изображены, какое место
уделяет им ребенок, выполняющий
тест, и т.д.
11. Приложение.
Инструкция
испытуемому: «Пожалуйста,
нарисуй свою семью
так, чтобы каждый ее
член, и ты были чем-то
заняты». На все уточняющие вопросы
следует отвечать без каких-либо указаний.
Например: «Можешь
рисовать, как тебе нравится,
как ты хочешь».
Таблица симптомокомплексов
рисунка семьи:
| Симптомокомплекс | Симптом | Балл | |
| 1.Благоприятная семейная обстановка | 1. Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 | |
| 2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 | ||
| З. Изображение всех членов семьи | 0,2 | ||
| 4. Oтcyтствие изолированных членов семьи | 0,2 | ||
| 5. Oтcyтствие штриховки | 0,1 | ||
| 6. Хорошее качество линий | 0,1 | ||
| 7 Oтcyтствие показателей вpaждебности. | 0,2 | ||
| 8.Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | ||
| 9. Другие возможные признаки | ----- | ||
| 2.Тревожность | 1. Штриховка | 0,1; 2,3 | |
| 2. Линия основания - пол | 0,1 | ||
| 3. Линия над рисунком | 0,1 | ||
| 4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | ||
| 5. Стирание | 0,1;0,2 | ||
| 6. Преувеличенное внимание к деталям | 0,1 | ||
| 7. Преобладание вещей | 0,1 | ||
| 8. Двойные или прерывистые линии | 0,1 | ||
| 9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | ||
| 10. Другие возможные признаки | ------ | ||
| 3.Конфликтность | 1. Барьеры между фигурами | 0,2 | |
| 2. Стирание отдельных фигур | 0,1;0,2 | ||
| 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 0,2 | ||
| 4. Выделение отдельных фигур | 0,2 | ||
| 5. Изоляция отдельных фигур | 0,2 | ||
| 6. Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | ||
| 7. Несоответствие вербального описания рисунку | 0,1 | ||
| 8. Преобладание вещей | 0,1 | ||
| 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,2 | ||
| 10. Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | ||
| 11.Другие возможные признаки | ---- | ||
| 4.Чувство неполноценности | 1. Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 | |
| 2. Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | ||
| 3. Линия слабая, прерывистая | 0,1 | ||
| 4. Изоляция автора от других | 0,1 | ||
| 5. Маленькие фигуры | 0,1 | ||
| 6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора | 0,1 | ||
| 7. Отсутствие автора | 0,2 | ||
| 8. Автор стоит спиной | 0,1 | ||
| 9. Другие возможные признаки | ---- | ||
| 5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 | |
| 2. Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | ||
| 3. Зачеркнутая фигура | 0,2 | ||
| 4. Деформированная фигура | 0,2 | ||
| 5. Обратный профиль | 0,1 | ||
| 6. Руки раскинуты в стороны | 0,1 | ||
| 7. Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | ||
| 8. Другие возможные признаки | ---- |
Литература:
1. Тейлор
К. Тест "Рисунок семьи". Психологические
тесты и упражнения для детей.
Книга для родителей и
2. А. Л. Венгер Психологические рисуночные тесты. Психология для всех.- М., Владос-пресс., 2007;Стр.116-141.
3. Ширн Ч.,
Рассел К., «Рисунок семьи» как метод изучения
детско-родительских взаимоотношений.
Проективная психология. М.,2000.