Официально-деловой стиль и характерные черты общения в деловой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенностей официально-делового стиля и общения в деловой сфере.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Раскрыто понятие официально-делового стиля.
2. Рассмотрены основные черты общения в деловой сфере.
3. Сделаны выводы о роли владения навыками делового взаимодействии в профессиональной деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3

1. Особенности официально-делового стиля ………………………….. 5

2. Характерные черты общения в деловой сфере ……………………... 11

Заключение ……………………………………………………………….. 15

Список использованной литературы …………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

Документационное обеспечение управления.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

 

Официально узаконено множество сокращенных наименований учреждений, организаций. Некоторые из них: 1) по первым буквам полного наименования (буквенные аббревиатуры), например МГУ (Московский государственный университет); 2) по слоговому принципу, например Минздрав (Министерство здравоохранения); 3) по смешанному принципу, например Гипрохолод (Государственный институт по проектированию холодильников, фабрик мороженого, заводов сухого и водного льда и жидкой углекислоты). При этом буквенные аббревиатуры, читаемые по слогам, склоняются как обычные слова. Исключение составляют слово ГЭС и подобные, которые не склоняются [9, с. 98].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕНИЯ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ

 

              Как упоминалось выше, официально-деловой стиль является частью делового общения, т. е. его косвенной формой.

Деловое общение – искусство, позволяющее войти в контакт с другими лицами или организациями для получения взаимовыгодных результатов.

Участники делового общения выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Деловое общение всегда целесообразно. А значит и использование языковых средств в деловом общении четко подчинено личностной позиции по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении конкретной проблемы.

              Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, то есть речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением его. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, в отличие от личностного общения между близкими людьми, друзьями, родственниками.

Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям [7, с. 279].

Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.

Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.

В целом деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся конкретные задачи и конкретные цели, которые требуют определенного разрешения, что не позволяет нам прекратить процесс переговоров с партнером или партнерами по переговорам в любой момент.

Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах - устной и письменной.

Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты.

Владение всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию менеджера, руководителя.

Еще десять лет тому назад можно было руководить только директивными методами, правда, и тогда подобный метод был малоэффективен. Сегодня это невозможно в принципе. Директивные речевые акты остались в деловом общении в жанрах организационно-распорядительной документации: приказах, постановлениях, распоряжениях. В остальном же деловое общение строится на принципах кооперации, учета взаимных интересов, паритета и равенства в иерархических отношениях. Не администрирование, а открытость для контакта и стимулирование подчиненных, не противопоставление интересов "покупателя" и "продавца", "клиента" и "заказчика", а стремление к выявлению общности интересов и поиску консенсусного решения - вот основа речевого поведения современного делового человека [7, с. 320].

Центральным принципом речевого поведения в деловом общении, таким образом, является принцип кооперации, реализующийся согласно теории Г.П. Грайса в семи максимах (принципах поведения):

максима такта;

максима великодушия;

максима релевантности высказывания;

максима полноты информации;

максима симпатии;

максима согласия;

максима скромности.

Не все эти максимы могут быть реализованы в одном речевом акте: не всегда необходимо соглашаться с собеседником, выказывать ему симпатию, но быть тактичным, корректным, уважать право собеседника на получение точной и полной информации и на выражение ее со своей стороны должен руководитель любого ранга [5, с. 220].

Основной принцип современного делового общения заключается в том, что изначально общение строится исходя из определения собеседника как партнера, равноправного участника диалога, вне зависимости от его социальной позиции и от его коммуникативной позиции.

Можно выделить две основные стратегии делового общения: достижение победы и достижение согласия. Стратегия достижения победы предусматривает успех в речевой коммуникации за счет подавления партнера. Эта доминантная стратегия в отдельных случаях имеет право на использование.

В большинстве же речевых контактов, особенно в сфере сервиса и туризма, в бытовом общении, партнеры стремятся к взаимопониманию, т. е. стараются прийти к успеху путем достижения согласия: клиента нельзя победить - он просто уйдет. Поэтому стратегия достижения согласия наиболее перспективна для развития нормального партнерства.

Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере [7, с. 211].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              Итак, в заключение вышесказанного автором сделаны следующие выводы.

Деловое общение – важнейшая сторона морали профессионального поведения. Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.

Официально-деловая речь – один из важнейших стилей русского литературного языка, играющего большую роль в жизни общества.

Официально-деловой стиль обслуживает сугубо официальные и чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, учреждениями и организациями, между личностью и обществом. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которое не только соответствовали каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем, они должны служит надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступать так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуально решение часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решения, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева, В.И. Делопроизводство: практическое пособие [Текст] / В.И. Андреева. – М.: ООО «Управление персоналом», 2005. – 196 с.

2.  Басаков, М.И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо: учеб. практ. пос. [Текст] / М.И. Басаков. - М.: Дашков и К, 2005. - 170 с.

3. Гущина, И.А. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пос. [Текст] / И.А. Гущина. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2010. - 260 с.

4. Жеребенкова, А.В. Документооборот на предприятии [Текст] / А.В. Жеребенкова. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Вершина , 2005. – 260 с.

5. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник [Текст] / Е.Н. Ильина. – М.: Фин. и стат., 2004. – 270 с.

6. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство: учеб. пос. [Текст] / М.В. Кирсанова, Ю.А. Асимов. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 340 с.

7. Курноскина, О.Г.  Современное делопроизводство компании: постановка и ведение [Текст] / О.Г. Курноскова. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2005. – 440 с.

8. Организация работы с документами: учебник [Текст] / под ред. В.А. Кудряева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 339 с.

9. Охотников, А.В. Документоведение и делопроизводство: учеб. пос. [Текст] / А.В. Охотников, Е.А. Булавина. – М.: ИКЦ «Март, Ростов н/Д.: ИЦ «Март, 2004. – 360 с.

10. Соколов, В.С. Документационное обеспечение управления: учебник [Текст] / В.С. Соколов. – М.: ФОРУМ, 2010. - 176 с.

11. Спивак, В.А. Документирование управленческой деятельности (делопроизводство) [Текст] / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2005. – 270 с.

 



Информация о работе Официально-деловой стиль и характерные черты общения в деловой сфере