Одаренный ребенок в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

Вопрос одаренности является одним из наиболее интересных и загадочных в педагогике и психологии. Проблемой одаренности интересовались педагоги, психологи, родители на протяжении столетий. Однако, именно в настоящее время наблюдается значительный рост и развитие новых технологий, а поэтому возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Можно говорить о том, что сегодня наше общество ощущает нехватку творческих, обладающих нестандартным мышление личностей. Одаренного же, талантливого человека, в свою очередь, отличают принципиальная новизна и оригинальность подхода. Одаренного, таким образом, принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.

Содержание

Введение.
1. Понятие одаренности.
2. Виды одаренности.
3. Психологические особенности одаренного ребенка.
4. Поведенческие особенности одаренного ребенка.
5. Проблемы одаренного ребенка в семье.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

    Ю.З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит:

- необычно раннее  проявление высокой познавательной  активности и любознательности;

- быстроту и  точность выполнения умственных  операций, обусловленных устойчивостью  внимания и оперативной памятью;

- сформированность  навыков логического мышления;

- богатство активного  словаря;

- быстроту и  оригинальность вербальных ассоциаций;

- выраженную  установку на творческое выполнение  заданий; 

- развитость  творческого мышления и воображения,  владение основными компонентами  умения одаренных детей.

    Одаренных детей отличает повышенная познавательная потребность, которая проявляется  в ненасытной любознательности, а  также в готовности по собственной  инициативе выходить за пределы исходных требований взрослых, может выражаться в «запойном» чтении, создании домашнего зоосада или технопарка. Несчастный родитель озабочен сохранением здоровья маленького гения, сутками просиживающего за компьютером, взрывающего гремучие смеси или ныряющего в самодельном батискафе.

    Эти ребята отдают предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов: «Если я уже понял задачу, то зачем решать еще одну такую же. Лучше взяться за то, что еще не проходили, за то, что еще не задавали». 

    Признаки  явной одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Он способен выполнить чертеж, нарисовать портрет, разработать алгоритм, вербально описать последовательность операций, сформулировать опорные идеи. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Ему свойственна высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству. Желание переделывать, шлифовать нередко вызывает непонимание, и даже раздражение окружающих: «Тебе что, больше всего надо?» Но ему действительно надо больше и лучше всех.

    Однако  одаренность может проявляться  и антисоциально, например через  провокации. Ребенок экспериментирует, проверяя на прочность окружающий мир, создавая порой опасные для жизни и здоровья условия. Среди таких детей бывают беспощадные разрушители игрушек. Но это не варварство, а путь познания. И тут уже задача родителя и учителя поддержать творческий импульс и направить его в позитивное русло.

    Ученые  отмечают, что психологические особенности  детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как  признаки, ее сопровождающие, но необязательно  порождающие. Поэтому их наличие  служит лишь основанием для предположения  об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребенок — бездарность. Не исключено, что его просто не заметили и не оценили.

    В качестве одной из основных особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка является уязвимость. Причинами ее является сверхчувствительность, способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающиеся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий. Одаренные дети не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходства и различия. Способность улавливать то, что не замечено другими, в сочетании со свойственным им эгоцентризмом приводит к тому, что они все принимают на свой счет [2; 27].

    В общении одаренный ребенок легко  приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людей  сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других людей. Характерной особенностью также можно назвать то, что другие дети часто выбирают его в качестве партнера по играм или занятиям, часто обращаются к нему за советом и помощью. В общении со сверстниками одаренный ребенок часто проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста [6].  

    Важно подчеркнуть следующее: поведение  одаренного ребенка необязательно  соответствует всем вышеперечисленным  характеристикам одновременно. Поведенческие  признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависят от социального контекста. И все-таки даже наличие одного из них должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на проведение тщательного и длительного по времени индивидуального анализа, в чем родители не могут не быть кровно заинтересованы.

    4. Поведенческие особенности одаренного ребенка

    Таких детей трудно свернуть с выбранного пути. У них наличествуют специфические  стратегии, способы деятельности, обеспечивающие ее особую, качественно своеобразную продуктивность.

    Выделяют  три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение и высокая успешность выполнения; использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд неожиданных путей и решений.

    Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, прорыв, означающий выход за пределы требований выполняемого. Здесь действует закон от обратного: чем сложнее и непонятнее, тем интереснее. Однако и два первых уровня могут подсказать родителям, что у их чада есть потенциал, который стоит развивать.

    Для одаренных детей свойственен  качественно своеобразный индивидуальный стиль, выражающийся в непослушании, склонности все делать по-своему и связанный с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции, индивидуализацией способов деятельности. Это нередко становится причиной конфликтов с окружающими, в том числе со взрослыми.

    Подобные  дети вообще ищут общения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. И не дай бог им разочаровать маленького всезнайку и оказаться некомпетентными в каких-то вопросах. Трудно бывает найти общий язык и со сверстниками: с ними неинтересно. Чудо-чадо смотрит на своих ровесников либо презрительно, либо подозрительно, с опаской, выделяя себя из их среды, замыкаясь в одиночестве или в кругу избранных.

    Примечательна высокая структурированность знаний одаренных детей, умение видеть изучаемый  предмет в системе, свернутость  способов действий в соответствующей  предметной области, способность практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других сведений (впечатлений, образцов, понятий и т. д.), удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности такого ребенка проявляется в его умении в сложном видеть простое, а в простом — сложное.

    У них особый тип обучаемости. Он может  проявляться как в более высокой  скорости и легкости обучения по сравнению с остальными (такие идут с опережением программы), так и наоборот, в замедленном темпе с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений (им требуется обогащение программы).

    Очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по-особому, не торопясь укладывать их в прокрустово ложе нормы. 

    У части детей с резко повышенными  интеллектуальными и художественно-эстетическими  возможностями часто возникают  проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения.  

    Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка  от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок  начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т.д.

         Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Так, в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критические замечания вызывают немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

        У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры [3].

5. Проблемы одаренного ребенка в семье

          Проблема воспитания одаренных детей в семье не нова, но в настоящее время особо актуальна. Ребенок - продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым, однако, ссылаясь на нехватку времени, не может заботиться о развитии ума и души ребенка. Матери, отцу, другим членам семьи нужно увидеть в каждом малыше личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, оказать помощь в саморазвитии. Для развития творческих способностей развивающейся личности первостепенное значение имеет семейная среда.

          Таким образом, развитие врожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личности начинается в семье. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.

           Однако, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание; предоставление ребенку свободы выражения; креативность способна развиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка. У детей собственная судьба и будущее, зависящее, в первую очередь, от семьи и семейного воспитания.

           Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей желание жить, развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться [1; 18].

          Воспитание одаренного ребенка в семье - сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.

          Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно, если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Одаренность - комплексная характеристика сферы способностей,  

включающая: качественно  своеобразное сочетание способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграцию способностей, обуславливающую широту возможностей человека; умственный потенциал, целостную характеристику познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, четко выраженных природных предпосылок способностей. Самые яркие проявления ребенка не служат достаточным залогом будущего таланта.

        Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Часто под одаренностью понимается потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах могут остаться нереализованными.

         Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию.

         Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект [1].

         Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.

Информация о работе Одаренный ребенок в семье