Одаренность и её формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Среди самых интересных и загадочных явлений природы одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.

Содержание

I. ГЛАВА
1.1. История изучения. Эволюция учений об одаренности……………………………………………………………… стр.4
1.2. Детская одаренность: определение «одаренность» и «одаренный ребенок»………………………...................................................................стр.7
1.3. Виды одаренности………………………………………………… .стр.9
1.4. Особенности личности одаренного
ребенка…………………………………………………………………….стр.13
1.5. Одаренность взрослого человека ………………………..................стр.14
II ГЛАВА
2.1. Критерии видов одаренности. Особенности возрастного развития……………………………………………………………………стр.18
2.2. Интеллектуальная одаренность …………………………………… стр.22
2.3. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного…………………………………………………………………стр.25
2.4. Признаки одаренности……………………………………………….стр.27
2.5. Виды одаренности…………………………………………………….стр.19
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 250.50 Кб (Скачать)


2

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

 

Факультет Архитектурно-строительный

 

Кафедра транспортного строительства и  профессионального обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

КР. 050120. 19 – 07. 10.11. ПЗ

 

 

По дисциплине  _______ Общая психология__________________________

 

 

Тема _____________ Одаренность и её формы­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________

 

            ________________

                          (оценка)

 

Члены комиссии:                                            Руководитель:

__________________________                        Преподаватель_____________

                                       (должность, ученая степень)                                                                            (должность, ученая степень)

__________________________                        __________________________   

                                               (инициалы, фамилия)                                                                                                                                                                     (инициалы, фамилия)

____________      ___________                        _____________    __________

                   (подпись)                                                                      (дата)                                                                                                                           (подпись)                                                  (дата)

 

Нормоконтролер:                                            Студент:

__________________________                        _________________________

                                      (должность, ученая степень)                                                                                                            (инициалы, фамилия)

__________________________                        _____________      _________

                                      (инициалы, фамилия)                                                                                                                                                (подпись)                                                                     (дата)

____________      ___________                        _____________________ ____

                   (подпись)                                                                        (дата)                                                                                                                                                   (группа)

 

 

 

 

 

 

2010

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

I.   ГЛАВА

1.1. История изучения. Эволюция учений об  одаренности……………………………………………………………… стр.4

1.2. Детская одаренность: определение «одаренность» и «одаренный ребенок»………………………...................................................................стр.7

1.3. Виды  одаренности………………………………………………… .стр.9

1.4. Особенности личности одаренного

ребенка…………………………………………………………………….стр.13

1.5. Одаренность взрослого человека ………………………..................стр.14

II   ГЛАВА

2.1.  Критерии видов одаренности. Особенности возрастного развития……………………………………………………………………стр.18

2.2.  Интеллектуальная одаренность …………………………………… стр.22

2.3.  Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного…………………………………………………………………стр.25

2.4. Признаки одаренности……………………………………………….стр.27

2.5. Виды одаренности…………………………………………………….стр.19

       Заключение

       Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Среди самых интересных и загадочных явлений природы одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

       Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.

        Прежде чем определить сформулировать задачи работы, дадим наше понимание феномена одаренности, пытаясь выделить здесь лишь те характеристики, в отношении которых в научном сообществе имеется в большей или меньшей мере согласие.

        Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Какова же главная цель работы с одаренными детьми?

           К сожалению, очень часто само уже формулирование задачи работы свидетельствует о непонимании сути дела. Хорошо известно, что сама по себе одаренность (любая) не может возникнуть и тем более продуктивно развиваться без высокой, устойчивой и ставшей личностной характеристикой познавательной мотивации. И само умственное развитие в самой значительной степени определяется именно потребностью в познании, которая является исходным условием для развития одаренности.
          Точно так же не может быть главной целью развитие возможностей их обобщения, теоретического мышления в любых модификациях. У одаренных детей потребность в структурировании познавательного материала есть прямое следствие их повышенных умственных возможностей.
         Таким образом, задача работы с одаренными детьми, в конечном итоге, формулируется следующим образом: формирование и развитие их способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности. Именно эта задача является центральной при работе с особо одаренными детьми. Все остальные задачи в той или иной мере из нее вытекают.

          Если принять эту задачу как главную, то основная проблема работы с особо одаренными детьми заключается в формулировании и разработке такого психолого-педагогического метода, который, учитывая все особенности личности и обстоятельств развития одаренных школьников, решал бы, прежде всего проблему высокой успешности их будущей профессиональной деятельности.

 

 

I  ГЛАВА

1.1 История изучения одаренности.

Эволюция учений об одаренности

 

      Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

    Естественно, что и самих исследователей, и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения и природы этих различий. Но человеческая психика из всех явлений действительности – наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому, генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних - счастливый избранник богов. Он послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

      Минуя понятие «божественный дар» объяснить достижения выдающихся художников, поэтов (а в последствии ученых и общественных деятелей) в ту пору возможным не представлялось. Так, весьма характерное высказывание по данному поводу принадлежит Платону: поэт творит «не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одержимости». Примечательно, что и его идейный противник Демокрит придерживался аналогичного мнения.

    Трактаты о гении содержат много интересных фактов, наблюдений, и выявленных на их основе закономерностей. Однако разрабатывалось все то, что автономно от образовательной деятельности. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а, следовательно, и социально–педагогическая практика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей. В значительной мере поэтому к изучению природы гениальности исследователи вплоть до начала XIX в. обращались лишь постольку, поскольку это было необходимо для выяснения общих проблем творчества.

   Эти представления породили и соответствующую терминологию. С древнейших времен, вплоть до XIX в. (А.Баумгартен, Г.Гегель, И.Кант и другие) в научных трактатах прочно утвердился термин «гений» (от лат. genius – дух). Им обозначали явления, которые в более поздние времена стали называть значительно скромнее – «субъектом творческой деятельности».

       Изначально в античной культуре «гений» - фигура мифологическая, соединяющая в себе божество бессмертное и смертного человека. Именно эти представления о сочетании божественного духа с человеком и было основой представлений о гении в обыденном сознании, вплоть

до конца XIX в.

    Термин «талант» стал использоваться практически одновременно с термином «гений». Но, в отличие от «гения» «талант» имеет не столь благородное происхождение. Первоначально словом талант (от греч. talaton) именовалась крупная мера золота.

 Мы можем предположить, что появление термина «талант» в научном обиходе было связано с представлениями о возможности измерения степени гениальности, и, на этой основе, ранжирования гениев. Постепенно сформировалось представление о таланте как о просто высокой степени развития способностей к определенному виду деятельности, в то время как под «гением» стали понимать высший, максимальный уровень их проявления, расположенный, образно говоря, над талантом.

      Важной особенностью представлений о гении, с древнейших времен и вплоть до XIX в., является то, что и наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения, что гениальность может проявляться только в искусстве.

Одним из таких примеров может служить понимание гениальности, изложенное в трудах Аристотеля. Подчеркивая связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью, он вводит термин «созерцательная деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного творчества. Особый интерес представляют дифференцирование и ранжирование Аристотелем видов человеческой деятельности, требующих гениальности. «Созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной.

    Одной из первых попыток глубокого психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения – Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи – изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора.

 Х.Уарте ставит в своей работе четыре вопроса, основных, по его мнению, в данной проблеме: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой;

какие виды дарований имеются в человеческом роде;

какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности;

по каким признакам можно узнать соответствующее дарование;

        Анализ способностей в теории Х.Уарте сопоставлялся с темпераментом и различиях в сферах деятельности, требующих определенных, соответствующих им дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект.

 Х.Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых.

       Х.Уарте высказывал мысль о необходимости создания государственной системы профессионального отбора. Он писал о том, что для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.

         Особый интерес представляет предложенный Х.Уарте подход к методике диагностики одаренности. Он предлагал оценивать латентную (потенциальную) одаренность по внешним признакам (формы частей лица, характер волос и др.). Впоследствии эта ветвь диагностики была признана в психологии тупиковой и на протяжении всего ХХ в. вызывала лишь усмешки ученых.

         Эпоху Возрождения сменил период классицизма. В это время все активнее обсуждался вопрос о происхождении гениальности. Разногласия возникали по поводу того, является ли какой-либо художественный талант (живописный, поэтический и др.) даром божественным или он имеет земное происхождение. Русский философ, поэт В.Тредиаковский отмечал, что мудрые люди «начало поэзии сводят с неба», утверждая, что она влита в человеческий разум от Бога, «а сие всеконечно есть праведно».

Информация о работе Одаренность и её формы