Оценка внимания младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 23:44, реферат

Описание работы

Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребёнка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, всё же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребёнка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств.

Содержание

1. Развитие внимания у младшего школьника………………………….…3
2. Методы оценки внимания младшего школьного возраста……………...10

2.1. Оценка устойчивости внимания…………………………………………...10
2.2. Оценка объема динамического внимания……………………………...11
2.3. Оценка переключения внимания………………………………………..12
2.4. Оценка концентрации и устойчивости внимания……………………..…12
2.5 Определение продуктивности и устойчивости внимания……………..13

2.6 Исследования концентрации и устойчивости внимания…………..…..13

Заключение……………………………………………………………………14

Литература…………………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

   1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

   Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

   2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

   Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

   3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.

   В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы. [4]  

2. Методы оценки внимания младшего школьного возраста

   2.1. Оценка  устойчивости внимания

   Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

   Исследование  необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет следующей инструкцией: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. По истечении 10 минут отмечается последняя рассмотренная буква.

   При оценке важны следующие показатели: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. [2]

   2.2. Оценка  объема динамического внимания

   Для проведения исследования потребуются таблицы  Горбова — четыре таблицы размером 35x35 см, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25, секундомер и указка 

   В первую очередь психолог должен сформировать у ребенка желание выполнять  задание. Исследование проходит индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком  расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции: «На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры».

   Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания по каждой из четырех таблиц.

   При обработке  результатов обследования подсчитывается общее время  поиска цифр по всем четырем таблицам. [2]

   2.3. Оценка  переключения внимания

   Для проведения исследования потребуются таблицы  Горбова—Шульте размером 49 х 49 см с цифрами от 1 до 25 черного цвета и цифрами от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол для регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

   Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные — в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по 10 цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка — ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот; замена цифры — изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета — вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

   При обработке  результатов рассчитывается общий  показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. [2] 

   2.4. Оценка  концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

   Ребенку дается инстукция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

   После выполнения задания производится анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания. [3] 

   2.5 Определение продуктивности и устойчивости внимания 
Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: 
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей». 
Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

   Работа  проводится в течение 5 мин. Через  каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. 
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту. 
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут. [1]
 

   2.6 Исследования концентрации и  устойчивости внимания

   Испытуемому дают бланк, на котором изображены перепутанные линии и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.

   Экспериментатор замечает время, которое требуется  испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в  целом. Время выполнения всего задания  не должно превышать пяти минут. Фиксируются все остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания. [1] 
 
 
 

     

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.

   У младшего школьника в первые годы обучения может преобладать непроизвольное внимание.

   Увеличивается в этом возрасте объем внимания. Менее развиты в младшем школьном возрасте такие свойства внимания, как переключение и распределение. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЛИТЕРАТУРА

  1. Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3 http://www.gumer.info
  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического  психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е  изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система  работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил
  1. http://adal in.mospsy.ru
  1.  http://www.sibznayka.ru

   .

Информация о работе Оценка внимания младшего школьника