Обучение эффективному поведению в конфликтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и к агрессивности.
Агрессивность – барьер при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не разрешить.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
1.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.85 Кб (Скачать)

1-й этап. Разминка.

Занятие начинается с общей  разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть  внимание и интерес персонала  организации к совместному занятию, настроить группы на активную работу и контакт друг с другом. Для  решения этой задачи выполняется  несколько упражнений – игр на внимание или подвижная игра.

2-й этап. Мимические и  пантомимические этюды.

Задача: выразительное изображение  отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного  и психического довольства или недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев). Группы знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

3-й этап. Игры и этюды  на выражение отдельных качеств  характера и эмоций приемлемых для оптимальной межгрупповой адаптации.

Задача: выразительное изображение  чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная  оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже  полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоции внимание групп привлекается ко всем компонентам  выразительных движений одновременно.

4-й этап. Игра и этюды,  имеющие психотерапевтическую направленность  на каждую группу.

Используются мимические и пантомимические способности  сотрудников для предельно естественного  воплощения в заданный образ.

Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера сотрудников  организации, тренинг моделирования  стандартных ситуаций.

5-й этап. Окончание занятия,  психомышечная тренировка.

Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность групп, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Игры-релаксации

В любой профессии, изобилующей  стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, сотрудник может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.

Перечень таких игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».

Адаптационные игры

Используются в период адаптации к профессиональной деятельности, смене коллектива, после длительного  перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых  процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала каких-либо важных дел.

При этом используются игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».

Игры-формулы

Используются для вербального  самовнушения. Формулы могут произноситься  про себя или вслух при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией Произнесение формул необязательно проводится точно  по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариации и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь».

Для оперативного пользования  формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «Я все  сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия»  произносимых слов.

Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и состоянием сосредоточенности. Используются утренние и вечерние формулы, имеющие  целью внушить уверенность в  себе, любовь к детям, позитивное отношение  к работе; игры-формулы в течение  рабочего дня, ориентированные на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.

Игры-освобождения

Это методическое выражение  идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывания его вовне и тем самым избавления от него.

Существует несколько  форм децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с перевоплощением человека в другой предмет, например дерево; вторая производится за счет  рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например «Видеокамера»; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например «Плохой – хороший».

Перечень игр-освобождений. «Диалог», «Видеокамера», «Плохой –  хороший», «Мой враг – мой друг».

Игры-коммуникации

Процесс общения имеет  определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное  взаимодействие. Для успешного выполнения  деятельности ребенок должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение правил общения. Позиционные игры способствуют формированию у детей  внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться в ситуациях общения.

Игровые упражнения: «Мышечная броня», «Маска релаксации», «Давление», «Поставь себя на место другого», «Монолог с двойником», «Нейтрализация», «Равенство», «Взаимодействие», «Я-жена», «Я-мать», «Анонимный список претензий», «Ревизия» и др. Эти упражнения направлены на оптимизацию отношений.

Также мы разработали общие рекомендации, по решению конфликтной ситуации, они могут быть сведены к следующему.

1. Признать существование  конфликта, т.е. признать наличие  противоположных целей, методов  у оппонентов, определить самих  этих участников. Практически эти  вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться  и заявить вслух, что ты находишься  в состоянии конфликта с детьми  по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определить возможность  переговоров. После признания  наличия конфликта и невозможности  его решить «с ходу» целесообразно  договориться о возможности проведения  переговоров и уточнить, каких  именно переговоров: с посредником  или без него и кто может  быть посредником, равно устраивающим  обе стороны.

3. Согласовать процедуру  переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.  Основная проблема состоит в  том, чтобы определить в совместно  используемых терминах, что является  предметом конфликта, а что  нет. На этом этапе вырабатываются  совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются  точки наибольшего разногласия  и точки возможного сближения  позиций.

5. Разработать варианты  решений. Стороны при совместной  работе предлагают несколько  вариантов решений с расчетом  затрат по каждому из них,  с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное  решение. После рассмотрения ряда  возможных вариантов, при взаимном  обсуждении и при условии, что  стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение  представить в письменном виде: коммюнике, резолюции. В особо  сложных или ответственных случаях  письменные документы составляются  после каждого этапа переговоров.

7. Реализовать принятое  решение на практике. Если процесс  совместных действий заканчивается  только принятием проработанного  и согласованного решения, а  дальше ничего не происходит  и не меняется, то такое положение  может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных  конфликтов. Причины, вызвавшие первый  конфликт, не исчезли, а только  усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры будут намного  сложнее. Как метод решения  конфликтов, переговоры, представляющие  собой набор тактических приемов,  направленных на поиск взаимоприемлемых  решений, широко используется  на определенных этапах его  развития. На некоторых из них  переговоры могут быть не приняты,  так как еще рано, а на других  будет уже поздно их начинать.

Этапы развития конфликта:

напряженность несогласие –  переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились;

соперничество, враждебность – переговоры рациональны;

агрессивность – переговоры с участием третьей стороны;

насилие военные действия – переговоры невозможны, целесообразны  ответные агрессивные действия.

Вывод.

Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным.

В итоге, что для разрешения конфликта с наименьшими негативными  последствиями необходимо знать  психические характеристики личности; необходимо уметь анализировать  конфликт. Также нужно помнить  о процедурах урегулирования конфликтов и приемах педагогического воздействия  для разрешения конфликтной ситуации.

Понимание причин возникновения  конфликтов и успешное использование  механизмов управления ими возможны только при наличии знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

Для того, чтобы конфликтная  ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации.

В ходе курсовой работы были определены сущность понятия конфликта, его структура, функций; изучены  возможные конфликтные ситуаций в классном коллективе и их причины; рассмотрены и определены пути разрешения конфликтов в классном коллективе.

Также проведена диагностика  степени реагирования в конфликтной  ситуации в классном коллективе.

Таким образом, поставленная цель достигнута, посредством решения  задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В данной работе были рассмотрены  виды конфликтов и стратегии поведения  в конфликте. В соответствии с  этим допускается выработать несколько  выводов.

Конфликты возникают практически  во всех сферах человеческой жизни. Они  могут быть скрытыми или явными, но в основе их постоянно лежит  недостаток согласия.

Главную значимость в возникновении  конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.

В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают реальность выражать разные мнения, раскрывать больше альтернатив при принятии решения, и собственно в этом заключается  главный действующий смысл конфликта.

Существует несколько  типов конфликтов, каждый из которых  обладает своими особенностями: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен.

За основу здесь берется  степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, при этом выделяется пять основных тактик или стилей поведения. Это: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

Это лишь подчеркивает значимость умения управлять конфликтными ситуациями.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов/ В.И. Андреев/. М.: Просвещение. – 1995. – 138с.

2.  Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии/ В.И. Андреев/. М.: Просвещение. – 1995. – 67с.

3.  Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева/. М.: Просвещение. – 1990. – 196с.

4.  Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов/. М.: ЮНИТИ. – 1999. – 551с.

5.  Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова/. М.: Просвещение. – 1974. – 231с.

Информация о работе Обучение эффективному поведению в конфликтах