Обучение и воспитание как условие и источники психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:08, контрольная работа

Описание работы

Правильно решить вопрос об условиях и движущих силах психического развития помогает марксистско-ленинское учение о развитии личности. К. Маркс определил сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Это означает, что психические особенности личности определяются характером общественных отношений, в которые человек включён как член общества, представитель определённого класса той или иной социальной группы и, наконец, как член определённых конкретных коллективов разного уровня, степени организованности и оформленности.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Воспитание и обучение как воздействия на личность_______________5
2. Цели образования и воспитания_________________________________6
3. Методы воздействия на личность_______________________________ 8
4. Проблема отношения воспитания и обучения____________________10
Заключение______________________________________________________13
Список использованной литературы_________________________________15

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Согласно диалектическому пониманию, развитие не есть процесс только чисто количественных изменений, увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом увеличивается объём внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание, уменьшается детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия и т. д. Развитие психики связано с появлением в определённые возрастные периоды качественно новых особенностей. Психологи отмечают общие тенденции, закономерности психического развития, но закономерности вторичные по отношению к воздействию среды (в широком смысле слова), так как своеобразие их зависит от условий жизни, деятельности и воспитания. К таким общим закономерностям относится, в первую очередь, неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания, различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития.

 

 


Заключение

В ходе выполнения данной работы я ознакомилась с такими условиями и источниками психического развития как обучение и воспитание; для меня открылось множество познавательный фактов, в том числе, что развитие ребёнка осуществляется в особой деятельности присвоения общественно заданных способностей, которая развёртывается с самого начала через общение ребёнка со взрослыми. Если такому общению, деятельности присвоения в определённых исторических условиях придаётся необходимая направленность, то возникает воспитание как форма развития.

В настоящее время всё более подтверждается существенный характер влияния обучения на развитие форм психики; продолжает существовать в том или ином виде педагогическая практика, основывающаяся на принципе доступности. В теоретическом плане этот факт находит своё выражение в создании и распространении эклектичных концепций, решающих проблему с помощью союза и, — признаётся наличие особых факторов развития и развивающая роль обучения. Содержание такого подхода к проблеме обычно формируется следующим образом: «...Между обучением и развитием существует взаимная связь... Обучение не только способствует развитию, но и само зависит от него. Учащиеся могут учиться только тому, к чему у них есть готовность, а она является следствием их общего развития, в котором участвуют не только обучение, но и другие его внешние и внутренние условия».

Природа ребёнка представлялась с самого начала обусловленной в своём развитии воспитанием и обучением.

Согласно этой точке зрения, развитие психики человека происходит путём усвоения исторически сложившихся социальных форм деятельности, и в этом развитии имеет место переход от внешних, развёрнутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свёрнутым, индивидуальным формам её выполнения.

При таком подходе воспитание (обучение) и психическое развитие не могут выступать как два самостоятельных процесса — воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребёнка.


Список использованной литературы

 

Психология развития: учебник для студ. Высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина [и др.] под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

 

Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 332 с.

Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика. 1981. С. 146—169.

Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студентов пед. институтов / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 527 с.

 

Педагогическая психология: учеб. пособите для студентов вузов / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – Спб.: Питер, 2010. – 414 с.

15

 



Информация о работе Обучение и воспитание как условие и источники психического развития