Обучение и воспитание как условие и источники психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:08, контрольная работа

Описание работы

Правильно решить вопрос об условиях и движущих силах психического развития помогает марксистско-ленинское учение о развитии личности. К. Маркс определил сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Это означает, что психические особенности личности определяются характером общественных отношений, в которые человек включён как член общества, представитель определённого класса той или иной социальной группы и, наконец, как член определённых конкретных коллективов разного уровня, степени организованности и оформленности.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Воспитание и обучение как воздействия на личность_______________5
2. Цели образования и воспитания_________________________________6
3. Методы воздействия на личность_______________________________ 8
4. Проблема отношения воспитания и обучения____________________10
Заключение______________________________________________________13
Список использованной литературы_________________________________15

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 73.00 Кб (Скачать)


ФГОУ ВПО сибирская академия государственной службы

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине психология и педагогика
по теме: Обучение и воспитание как условие и источники психического развития

Проверил: Ю. Ю. Кушнерова
старший преподаватель
Выполнил: А. Н. Юрченко
управление персоналом 09117

Новосибирск 2010


Содержание

Введение_________________________________________________________3

1.      Воспитание и обучение как воздействия на личность_______________5

2.      Цели образования и воспитания_________________________________6

3.      Методы воздействия на личность_______________________________ 8

4.      Проблема отношения воспитания и обучения____________________10

Заключение______________________________________________________13

Список использованной литературы_________________________________15


Введение

В ходе моей работы я рассмотрю обучение и воспитание как условия психического развития. Данная тема мне интересна тем, что из неё можно извлечь познавательные факты об обучении и воспитании, которые в жизни непременно мне пригодятся. Цель работы – ознакомиться с такими условиями и источниками психического развития как обучение и воспитание.

Правильно решить вопрос об условиях и движущих силах психического развития помогает марксистско-ленинское учение о развитии личности. К. Маркс определил сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Это означает, что психические особенности личности определяются характером общественных отношений, в которые человек включён как член общества, представитель определённого класса той или иной социальной группы и, наконец, как член определённых конкретных коллективов разного уровня, степени организованности и оформленности. Сущность личности по своей природе социальна. Источники развития всех её психических свойств, её творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Личность человека определяется его общественным бытием. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения человеком социального, общественного опыта, который происходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека — его моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.

Приведу несколько определений.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания, или, более кратко, – это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки её к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве.


1.      Воспитание и обучение как воздействия на личность

Термин ВОСПИТАНИЕ касается формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, симпатий, антипатий. Тем самым, ВОСПИТАНИЕ заведомо отличается от ОБУЧЕНИЯ, которое основывается на воздействии в области индивидуально-исполнительского содержания личности. Обучение без опоры на цели, сформированные воспитание, малоэффективно. Если для целей обучения в некоторых ситуациях приемлемы и принуждение, и соперничество, и словесное внушение, то в процессе воспитания задействованы другие механизмы. Можно заставить ребёнка выучить таблицу умножения, но нельзя приказать полюбить математику. Можно вынудить тихо сидеть на уроке, но заставить быть добрым – нереально.

Воспитание реально влияет на психическое развитие ребёнка при двух общих условиях. Воспитателю нужно знать фактическое место ребёнка в системе его отношений с взрослыми и другими детьми и фактический уровень сформированности у него деятельности присвоения. Работа воспитателя достигает своей цели только тогда, когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребёнка как активного участника и субъекта воспитательного процесса.

Во всех случаях воспитание (а также и обучение) понимается как приспособление педагогического процесса к развитию ребёнка, а самой природы ребёнка — к требованиям социальной сферы. Педагогический процесс следует за развитием или, по ироническому замечанию Л. С. Выготского, «плетётся в хвосте детского развития», ориентируясь не на его завтрашний, а на вчерашний день. «Согласно с этими концепциями, развитие должно пройти свои определенные циклы до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий; развитие всегда идёт впереди обучения, а последнее надстраивается над ним».

 


2.      Цели образования и воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определённое направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого поколения – это слишком серьёзное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. В конечном счёте, понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

При такой трактовке гуманизм получает значение общественного идеала.

Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. С позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание и общение, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за всё происходящее в этом мире.

Содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности – это ценности, значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, её религиозных традиций, типа цивилизации.

В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства.

Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса рассматривалось сознание предпосылок для самореализации личности.

 

 

 

 

 


3.      Методы воздействия на личность

Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Говоря по-другому, приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-ученических этапах.

Упражнение, как метод педагогического воздействия, применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

      упражнения в полезной деятельности;

      режимные упражнения;

      специальные упражнения.

Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:

      методы приобретения новых знаний;

      методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

      методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

      объяснительно-иллюстративный метод;

      репродуктивный метод;

      метод проблемного изложения;

      частично-поисковый метод;

      исследовательский метод.


4.      Проблема отношения воспитания и обучения

Среда, целенаправленное обучение и воспитание формируют психические особенности человека. Особенно стоит подчеркнуть решающую роль, которую играют обучение и воспитание как «сознательный, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определённых качеств личности, отвечающих запросам общества».

Широко обсуждалась российскими и зарубежными психологами проблема отношения воспитания и обучения, с одной стороны, и развития — с другой.

В своё время буржуазный психолог В. Штерн сформулировал положение: обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. В противовес этому выдающийся советский психолог Л. С. Выготский впервые выдвинул и чётко сформулировал положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка: обучение идёт впереди развитии и ведёт его за собой. Согласно первой точке зрения, обучение только использует то, что даётся развитием. Поэтому не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, мешать ему, а надо терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Такова теория известного прогрессивного швейцарского психолога Ж. Пиаже, который считал, что умственное развитие ребёнка и школьника, развиваясь по своим внутренним законам, проходит ряд качественно своеобразных генетических стадий. Обучение способно лишь несколько ускорить или замедлить процесс этого умственного созревания, но не влияет на него сколько-нибудь существенным образом. Следовательно, обучение должно подчиняться законам развития. Например, пока у ребёнка еще не созрело логическое, операторное мышление, бессмысленно обучать его умению логически рассуждать. Отсюда — жёсткая обусловленность разных уровней обучения определённым возрастом, к которому созревают соответствующие психологические возможности.

Российские психологи стоят на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития, отводя ведущую роль обучению. Оба процесса тесно связаны друг с другом; развитие и обучение — не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного умственного развития. Обучение стимулирует, ведёт за собой развитие, оно не дожидается, например, когда, согласно воззрениям Ж. Пиаже, полностью созреют мозговые структуры, обеспечивающие логическое мышление. Обучение начинает формировать умение логически рассуждать тогда, когда для этого создаются необходимые предпосылки, и для того, чтобы стимулировать соответствующее умственное развитие. Но обучение, стимулируя развитие, в то же время на него опирается, учитывает особенности уже достигнутого уровня развития, не игнорирует и не может игнорировать внутренних законов развития. Возможности обучения хотя и широки, но не беспредельны. Неправильно было бы переоценивать роль обучения в развитии, считая, что психика человека «задается извне» и есть не более чем результат обучения, что умственное развитие — прямой результат усвоения, в нем нет ничего сверх того, что было «задано» обучением и что воспринято учеником.
Отождествление обучения с развитием представляет собой одностороннюю и поэтому неправильную точку зрения.

Информация о работе Обучение и воспитание как условие и источники психического развития