Общие и специальные способности. Понятие об одаренности, таланте и гениальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.
В данной работе будут рассмотрены такие понятия как способность, одаренность, талант и гениальность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…………………3

Исторический обзор изучения способностей …………………………………….………….4

Понятие общих и специальных способностей……………………………………………….6

Понятие одаренности………………………………………………………………………….10

Понятие гениальности и таланта……………………………………………………………12

Заключение ……………………………………………………………………………………14

Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Дифференциальная психология.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Специфичность пути развития специальных способностей сказывается и на времени их выявления. Можно эмпирически установить определенную хронологическую последовательность выявления творческих способностей. Рано проявляются дарования в искусстве, прежде всего в музыке. Поэтому существенное значение имеет забота о выявлении и развитии юных художественных дарований, в частности дарований музыкальных. Примерами очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трехлетний Моцарт В.А., пятилетний Мендельсон, Прокофьев С.С., выступивший композитором в 8 лет, Шуберт – в 11 лет, Вебер К.М.– в 12 лет.

  Итак, под способностями, во-первых, разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

   Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

   В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, но для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие одаренности.

 

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Долгое время «одаренность» считалась синонимом ­способности­. Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., она определяется комплексом свойств личности.

Теплов Б. М. тоже понимал одаренность как совокупность способно­стей. При этом он считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качествен­но новое образование, а не сумма энного числа способностей. Однако такое образование остается, согласно Б. М. Теплову, чисто психологическим. По его мнению, своеобразие понятий ­одаренности и ­способности» обуслов­лено тем, что они рассматриваются сквозь призму деятельности, успех которой

ими обеспечен. Поэтому, как писал автор, нельзя говорить об одаренности вооб­ще, а только об одаренности в какой-­нибудь конкретной деятельности.

Итак, отечественные психологи считают, что одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Одаренность понимают по-разному, существует, по крайней мере, пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии.

Одаренность можно понимать как:

1.       качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности

2.       общие способности (в отличие от специфических), обуславливающие широту возможностей человека

3.       умственный потенциал – интеллект, предполагающий широкую обобщения, логичность (а не способность к искусствам)

4.       совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок)

5.       талантливость (условия для успехов самого высокого уровня)

Холодная А. выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:

       с показателем общего интеллекта более 135­140 единиц;

       ­ с высоким уровнем академической успешности;

       с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей ­ показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;

       с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;

       с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

       с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными

с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Выделяются следующие особенности одаренных индивидов: сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей; способность к нестандартному восприятию; интуиция, изобретательность, бессознательный разум;

дивергентное мышление; любознательность; мужество; воображение; конкретность мышления; смелость; эстетическая чувствительность.

Несколько иные подходы к интеллектуальной одаренности у западных психологов. Согласно одним авторам, она представляет результат взаимодействия трех характеристик: способностей выше среднего, вовлеченности в задачу (наличия сильной мотивации) и креативности. Важна положительная Я-концепция, ощущение себя способным выдавать новые идеи, теории, создавать нечто новое или же находить неизбитые решения проблем. При этом выдающиеся успехи достигаются в том случае, если названные выше характеристики проявляются в определенной деятельности. Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта, индивидуально-психологических способностей, характеристик окружения и случайности.

Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная; специфическая академическая; творческая: художественное и исполнительское искусство; психомоторная; лидерская; социальная.

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями "талант" и "гений". Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.

 

Понятие гениальности и таланта

В отличие от одаренности гениальность, подчеркивает не потенциальные и структурные, а актуальные и процессуальные характеристики творческого человека.

Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающихся результатов.

По Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки. Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом. Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. По Карлейлю, гениальность – это, прежде всего необычайная способность преодолевать трудности. По Оствальду – это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы. Главным феноменом гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил.

К настоящему времени выделяют четыре подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности.

       Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией». Эта традиция идет от Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей

       Психоаналитические теории заостряют внимание мотивационных компонентов творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит. Согласно этому подходу, творчеств является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы.

       Теории качественного превосходства рассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» - способность порождать не только субъективно, но и объективно новое.

       Теории количественного превосходства рассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Главное качественное отличие таланта именно в его реализации в процессе деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены такие понятия как способность, одаренность, талант и гениальность.

После рассмотрения этих понятий и понимание того от куда они берутся, стало понятно почему  встречаясь в жизни с различными людьми, мы убеждаемся в том, что все они заметно отличаются друг от друга, почему одни легче и быстрее обучаются, достигают каких то «вершин», почему один хорошо играет на пианино, а другой выигрывает на математических олимпиадах и т.д.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то дея­тельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая дея­тельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.       Дружинин В.Н. «Психология общих способностей» 3-ие изд. С-Пб. 2007 г.

 

2.       Ильин Е.П. «Психология индивидуальных различий» ЗАО Изд.дом «Питер», 2004 г.

 

3.       Нартова С.К.- Бочавер «Дифференциальная психология» Москва, Московский психолого-социальный институт, 2006 г.

 

4.       Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» С-Пб, Москва 2004 г.

 

 

 

 

15

 



Информация о работе Общие и специальные способности. Понятие об одаренности, таланте и гениальности