Общие и специальные способности. Понятие об одаренности, таланте и гениальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.
В данной работе будут рассмотрены такие понятия как способность, одаренность, талант и гениальность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…………………3

Исторический обзор изучения способностей …………………………………….………….4

Понятие общих и специальных способностей……………………………………………….6

Понятие одаренности………………………………………………………………………….10

Понятие гениальности и таланта……………………………………………………………12

Заключение ……………………………………………………………………………………14

Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Дифференциальная психология.doc

— 100.00 Кб (Скачать)


Министерство образования

Российской Федерации

 

 

Санкт-Петербургский Институт Гуманитарного Образования

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: Общие и специальные способности. Понятие об одаренности, таланте и гениальности.

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

Выполнила студентка 4-го курса

заочной формы обучения

Данилевич Наталья Сергеевна

группа 63 П

к.псх.н. Богдановская И.М.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2009

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….…………………3

 

Исторический обзор изучения способностей …………………………………….………….4

 

Понятие общих и специальных способностей……………………………………………….6

 

Понятие одаренности………………………………………………………………………….10

 

Понятие гениальности и таланта……………………………………………………………12

 

Заключение ……………………………………………………………………………………14

 

Список литературы……………………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.

В данной работе будут рассмотрены такие понятия как способность, одаренность, талант и гениальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторический обзор изучения способностей

 

Способности представляют собой дифференциально ­психофизиологический фе­номен. С давних пор и до настоящего времени ведутся споры  об их генезе. Как отмечает К. К. Платонов (1972), ­преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально-­психических явлениях начинается с глубокой древности­. Понятие о способностях ввел в науку Платон. Он говорил, что ­не все люди равно способны к одним и тем же обязанно­стям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны: одни рождены для управления, другие ­ для вспомоществования, а иные ­ для земледелия и peмесленичества»

К примеру, Платон говорил, о том, что человеческая природа не может одновременно делать два исскуства или две науки. Это говорит о том, что человек не может одновременно быть, к примеру, талантливым врачом или талантливым архитектором.

Книга, написанная испанским врачом Хуаном Уарте (1575) ­«Исследование способностей к наукам» в которой говорилось, что каждый человек должен заниматься только тем, искусством, к которому он имеет природный дар. Английский философ­ материалист Френсис Бэкон, признавая природную одаренность, но в то же время считал, что врожденные дарования подобны pac­тениям и нуждаются в выращивании с помощью занятий наукой. Тем самым он признавал роль воспитания в развитии и «исправлении» способностей. Томас Гоббс (ХVI в.) разделял способности на физические и умственные и считал, что природа касательно этих способностей создала людей равными. Pe­шительно критиковал мысль о врожденности способностей и другой английский философ ­ Джон Локк.

Как видно из истории, существует несколько концепций способностей.

1.       Теории наследственности понимают способности как биологически детерминированные явления, развитие и прявление которых зависит целиком и полностью от унаследованного фонда. Этой позиции придерживался Ф. Гальтон.

2.       Теория приобретенных способностей. Гельвеций в XVIII веке утверждал, что посредством воспитания можно сформировать гениальность любого уровня. Эшби считал, что способности складываются из врожденных программ и работоспособности.

3.       Последний подход утверждал диалектику врожденного и приобретенного в способностях, развивался в основном в отечественной психологии.

Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, а сами способности – результат становления. Способности формируются в деятельности и поэтому зависят от ее содержания и от общения со взрослыми, дающими ребенку эталоны действий и достижений. На этом основании Гальперин П.Я. предполагал, чо способности есть результат интериоризации.

Новый этап в изучении способностей начинается со второй половины XIX в.,

когда появилось психологическое тестирование, а вместе с ним и психология индивидуальных различий как особое научное направление.

Основоположником эмпирического подхода считается англичанин Фрэнсис Гальтон, который начиная с 1869 г., публиковал серию работ (например, книгу –«Наследственный гений»­). В этой книги доказывается наследственная передача способностей от родителей к детям, полагая, что талант является наследственной чертой, сказывающейся вряде поколений. Он решил повысить умственные способности британской расы путем селективного отбора. В 1883 его идея получает название евгеники. В этом же году он публикует еще одну книгу ­«Исследование способностей человека и их развитие», которая считается пер­вым научным трудом по проблеме индивидуальных различий.

Ф. Гальтон предложил многие психодиагностические методы и методики изу­чения способностей. Его работы послужили отправным пунктом в развитии дифференциальной психологии (пси­хофизиологии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие общих и специальных способностей.

Люди очень часто разняться не только по врожденным задаткам, но и по способностям – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях  - продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Способности развиваются на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она  сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения не отождествлены, но они все же теснейшим образом связаны; при этом связь взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т.д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д. Эти умения, знания и т.д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученных извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями. Конкретная музыкальная способность к композиции – это целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое. Так же, по существу, обстоит дело с каждой способностью.

Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности: будучи принадлежностью личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует. В итоге способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности.

Способности описывают посредством нескольких характеристик. Так, они обладают качеством (определяющим ту деятельность, которой они благоприятствуют) и количеством (мерой выраженности). По качеству чаще всего выделяют общие способности (систему индивидуально – волевых качеств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности) и специальные, или частные (систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности – музыкальной, сценической, математической).

Все специальные способности человека – это различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению.

В проявлении способностей могут также выделяться уровни – репродуктивный (воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь, то чему его научили) и продуктивный, творческий (талант и гениальность, при которых человек порождает нечто субъективно или объективно новое).

Еще в структуре способностей выделяют опорные свойства, без которых проявление способностей вообще невозможно и ведущие свойства, которые задают верхний предел развития способностей (творческое воображение).

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Некоторые авторы считают, что учебные способности — это прежде всего общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества.

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность. Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.

Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Это положение относится как к взаимоотношению общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одаренности и специальных способностей. Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности. Общая одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность. Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Отношение между общей одаренностью и специальными способностями не является, таким образом, каким-то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. В процессе развития возникает не только тот или иной уровень, но и та или иная – более или менее значительная, более или менее равномерная – дифференциация или специализация способностей. Конкретное отношение между общей и специальной одаренностью или общими и специальными компонентами одаренности человека, их различие и единство складываются в процессе развития и в процессе развития изменяются. Развитие специальных способностей, специфический профиль одаренности каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Само развитие специальных способностей является сложным процессом. Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, по-иному, специфично ставится и вопрос о роли природных предпосылок; для музыкального дарования, например, в котором существенную роль играют качества слуха, природные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки.

Информация о работе Общие и специальные способности. Понятие об одаренности, таланте и гениальности