Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Общение – это неотъемлемая составляющая в жизни человека. Что такое общение, можно сообразить по смыслу самому. Общение – это коммуникации, контакт в обществе, которое может состоять как из двух, так и из множества людей. Общение может происходить как при личном контакте, так и по переписке, по телефону. Очень популярен как способ общения – интернет (очень удобный вид общения). Существует культура общения, она нужна для того, чтобы человек ставил ограничения в манере общения в определенных ситуациях. Например, общение в деловой обстановке с партнерами по работе, бизнесу должны отличаться от общения со знакомыми, друзьями. В первом случае не стоит позволять себе фамильярности и сквернословия, будут не уместны ваши приколы и шуточки. Общение с незнакомыми людьми также отличается от общения с родственниками. У человека, которы

Содержание

Проблема психологии общения
Определение общения
Теории общения
Структура общения
Этапы общения
Виды общения
Функции общения

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Социальная психология.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

Ориентировка  в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

Обсуждение интересующей проблемы.

Решение проблемы.

Завершение контакта (выход из него). 

ВИДЫ  ОБЩЕНИЯ 

— типологические составляющие, позволяющие правильно  оценить его сущность, содержание и полноту проявления. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и  массовое общение.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение  — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют  также межперсональное и ролевое общение.

В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые  раскрываются по ходу общения и организации  совместных действий.

В случае ролевой  коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным  и конфликтным.

Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность  — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение  характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым.

Личное общение — это обмен неофициальной информацией.

А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Общение бывает прямое и опосредованное.

Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние  периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Императивное  общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные  вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность. В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ 

— его системные  свойства, детерминирующие специфику  проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

  • Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
  • Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
  • Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
  • Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
  • Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
  • Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

  • Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1997.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
  • Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
  • Андреева Г.М.  Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания //Хрестоматия по социальной психологии –  М., Международная педагогическая академия, 1994.

Информация о работе Общение