Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:55, реферат
Общение – это неотъемлемая составляющая в жизни человека. Что такое общение, можно сообразить по смыслу самому. Общение – это коммуникации, контакт в обществе, которое может состоять как из двух, так и из множества людей. Общение может происходить как при личном контакте, так и по переписке, по телефону. Очень популярен как способ общения – интернет (очень удобный вид общения). Существует культура общения, она нужна для того, чтобы человек ставил ограничения в манере общения в определенных ситуациях. Например, общение в деловой обстановке с партнерами по работе, бизнесу должны отличаться от общения со знакомыми, друзьями. В первом случае не стоит позволять себе фамильярности и сквернословия, будут не уместны ваши приколы и шуточки. Общение с незнакомыми людьми также отличается от общения с родственниками. У человека, которы
Проблема психологии общения
Определение общения
Теории общения
Структура общения
Этапы общения
Виды общения
Функции общения
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
Обсуждение интересующей проблемы.
Решение проблемы.
Завершение контакта
(выход из него).
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
— типологические составляющие, позволяющие правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное и массовое общение.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение.
В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.
В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным.
Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым.
Личное общение — это обмен неофициальной информацией.
А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Общение бывает прямое и опосредованное.
Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.
Объединенные
вместе на основе общих признаков, императивная
и манипулятивная формы общения составляют
различные виды монологического общения,
поскольку человек, рассматривающий другого
как объект своего воздействия, по сути
дела общается сам с собой, не видя истинного
собеседника, игнорируя его как личность.
В свою очередь, диалогическое общение
— это равноправное субъект-субъектное
взаимодействие, имеющее целью взаимное
познание, самопознание партнеров по общению.
Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания,
самораскрытия партнеров, создает условия
для взаимного развития.
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
— его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.
Список использованной литературы: