Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Общение – это неотъемлемая составляющая в жизни человека. Что такое общение, можно сообразить по смыслу самому. Общение – это коммуникации, контакт в обществе, которое может состоять как из двух, так и из множества людей. Общение может происходить как при личном контакте, так и по переписке, по телефону. Очень популярен как способ общения – интернет (очень удобный вид общения). Существует культура общения, она нужна для того, чтобы человек ставил ограничения в манере общения в определенных ситуациях. Например, общение в деловой обстановке с партнерами по работе, бизнесу должны отличаться от общения со знакомыми, друзьями. В первом случае не стоит позволять себе фамильярности и сквернословия, будут не уместны ваши приколы и шуточки. Общение с незнакомыми людьми также отличается от общения с родственниками. У человека, которы

Содержание

Проблема психологии общения
Определение общения
Теории общения
Структура общения
Этапы общения
Виды общения
Функции общения

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Социальная психология.docx

— 54.46 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  социальной психологии

на  тему:

«Общение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Москва

2011г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

  • Проблема  психологии общения
  • Определение общения
  • Теории общения
  • Структура общения
  • Этапы общения
  • Виды общения
  • Функции общения
 

Общение – это неотъемлемая составляющая в жизни человека. Что такое общение, можно сообразить по смыслу самому. Общение – это коммуникации, контакт в обществе, которое может состоять как из двух, так и из множества людей. Общение может происходить как при личном контакте, так и по переписке, по телефону. Очень популярен как способ общения – интернет (очень удобный вид общения). Существует культура общения, она нужна для того, чтобы человек ставил ограничения в манере общения в определенных ситуациях. Например, общение в деловой обстановке с партнерами по работе, бизнесу должны отличаться от общения со знакомыми, друзьями. В первом случае не стоит позволять себе фамильярности и сквернословия, будут не уместны ваши приколы и шуточки. Общение с незнакомыми людьми также отличается от общения с родственниками. У человека, который много читает, всегда найдется, что ответить без мата и оскорблений, стоит задуматься над этим и включить минутки чтения в свой досуг. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. В процессе общения могут участвовать следующие элементы: сообщение, разговор, комплимент, мнение. И помните, талант, который подвластен любому человеку вот, что такое общение. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание  общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства  общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. 

Теории  общения

Существуют различные  теории общения и среди них  — теория общения Зигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в жизненных различных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с уважением относится к человеку, облеченному властью, например к начальнику — нам он напоминает кого-то из родителей.

Джордж  Хоуманс считает, что люди общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается весь процесс межличностного общения.

Другая теория предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт. Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех взаимоотношениях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства приучены придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом. В обществе кольцо не просто драгоценность, оно символ стремления двух молодых людей вступить в брак. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать — пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.

Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником. [8]

Множество теорий обуславливаются многообразием  человеческого общения и многообразием  подходов к проблеме психологии общения. 

Структура общения

К структуре общения  можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура  путем выделения в общении  трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким  образом схематически структуру  общения можно представить так: 

                                                          ОБЩЕНИЕ
           
    КОММУНИКАЦИЯ ИНТЕРАКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ  ПЕРЦЕПЦИЯ
 

Коммуникативная сторона общения 

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя  индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S«S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и  декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер.

Сама по себе исходящая  от коммуникатора информация может  быть побудительной (приказ, совет, просьба  – рассчитана на то, чтобы стимулировать  какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в  различных образовательных системах).

Средства коммуникации

Для передачи любая  информация должна быть соответствующим  образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования  знаковых систем. Самое простое деление  коммуникации – на вербальную и  невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством  коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее  всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические  компоненты вербальной коммуникации –  «говорение» и «слушание» «Говорящий»  сначала имеет определенный замысел  относительно сообщения, потом он воплощает  его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение)         – Коммуникатор

ЧТО? (передается)                         – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) –  Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?                 –  Эффективность.

Можно выделить три  позиции коммуникатора во время  коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником  излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки  зрения) и закрытая (умалчивает о  своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная  коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

  1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

  2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это  движение рук или кистей рук, они  классифицируются на основе функций, которые  выполняют:

коммуникативные (заменяющие речь)

описательные (их смысл понятен только при словах)

жесты, выражающие отношение к людям, состояние  человека.

Мимика – это  движение мышц лица.

Пантомимика –  совокупность жестов, мимики и положения  тела в пространстве.

  3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции  общения:

интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим  и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

Официально-деловая  или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем  больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4)  Визуальный  контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения 

Это характеристика тех компонентов общения, которые  связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два  типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом  совместной деятельности, порождается  самой ее природой.

Конкуренция –  одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Перцептивная  сторона общения 

– это процесс  восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны  общения тесно переплетаются  между собой, органически дополняют  друг друга и составляют процесс  общения в целом. 

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как  взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих  этапов:

Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание  другого человека, представление  себя другому человеку.

Информация о работе Общение