Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:30, статья

Описание работы

Человеческая культура (по космическим масштабам) ещё очень молода, поэтому не стоит надеяться на скорые результаты в духовном прогрессе всего человечества. Это вопрос последовательного развития от поколения к поколению, со многими ошибками, разочарованиями, тупиковыми направлениями, трагедиями, переосмысливанием прожитого, интеграцией опыта других людей и групп людей. И, конечно, глобальный прогресс зависит от совершенствования каждого конкретного человека в процессе своей жизни. В вопросах духовного совершенствования конкретного человека возможен конкретный и вполне ощутимый результат, который, впрочем, значительно зависит от самого человека и от тех влияний, которые нельзя оказать искусственно, которые, опять же, определяются духовным состоянием людей и идей, окружающих человека с самого рождения.

Работа содержит 1 файл

Общение.doc

— 64.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Общение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ООГ 14-11

Асатрян Лолита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Человеческая  культура (по космическим масштабам) ещё очень молода, поэтому не стоит  надеяться на скорые результаты в  духовном прогрессе всего человечества. Это вопрос последовательного развития от поколения к поколению, со многими ошибками, разочарованиями, тупиковыми направлениями, трагедиями, переосмысливанием прожитого, интеграцией опыта других людей и групп людей. И, конечно, глобальный прогресс зависит от совершенствования каждого конкретного человека в процессе своей жизни. В вопросах духовного совершенствования конкретного человека возможен конкретный и вполне ощутимый результат, который, впрочем, значительно зависит от самого человека и от тех влияний, которые нельзя оказать искусственно, которые, опять же, определяются духовным состоянием людей и идей, окружающих человека с самого рождения.

* Что-то более  совершенное, чем идеалы мировых  религий, придумать тяжело. Можно,  в основном, переосмысливать этот  опыт, находить приложение этого опыта к сегодняшней жизни и современным условиям, к расширившимся знаниям и возможностям человечества, по-новому открывать для себя старые добрые истины, воплощать все это в своей жизни. Ведь все эти идеалы во многом остаются только "на бумаге".

общение – одно из явлений, изучаемых психологией

 В психологии  предлагается характеризовать структуру  общения путем выделения в  нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной. Конечно, в реальной  действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа.

Коммуникативная сторона общения.

 Когда говорят  о коммуникации в узком смысле  слова, то прежде всего имеют  в виду тот факт, что в ходе  совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

* Однако такой  подход нельзя рассматривать  как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые  важнейшие характеристики именно  человеческой коммуникации, которая  не сводится только к процессу  передачи информации.

* Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки.

* Во-вторых, характер  обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в "чисто" информационных процессах.

* В-третьих,  коммуникативное влияние как  результат обмена информацией  возможно лишь тогда, когда  человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий  ее (реципиент), обладают единой или  сходной системой кодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: "все должны говорить на одном языке".

* Но все дело  в том, что, даже зная значения  одних и тех же слов, люди  могут понимать их неодинаково:  социальные, политические, возрастные  особенности могут быть тому причиной. Еще Л.Г.Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

* В-четвертых,  в условиях человеческой коммуникации  могут возникать совершенно специфические  коммуникативные барьеры. Они  не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

* С другой  стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название "некоммуникабельность"), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.

* Передача любой  информации возможна лишь посредством  знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых  систем, которые используются в  коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

* Соответственно  возникает и многообразие видов  коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

* Вербальная  коммуникация использует в качестве  знаковой системы человеческую  речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический  и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о котором речь шла выше.

* Другой вид  коммуникации включает следующие  основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организации пространства и времени  коммуникативного процесса, 4) визуальный  контакт.

* Совокупность  этих средств призвана выполнять  следующие функции: дополнение  речи, замещение речи, репрезентация  эмоциональных состояний партнеров  по коммуникативному процессу.

* Оптико-кинетическая  система знаков включает в  себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч.Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.  

* Паралингвистическая  и экстралингвистическая системы  знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.

* Экстралингвистическая  система - включение в речь  пауз, других вкраплений, например  покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами.

* Организация  пространства и времени коммуникативного  процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Интерактивная сторона общения.

 Интерактивная  сторона общения - это условный  термин, обозначающий характеристику  тех компонентов общения, которые  связаны с взаимодействием людей,  с непосредственной организацией  их совместной деятельности.

* Если коммуникативный  процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

* Наиболее распространенным  является дихотомическое деление  всех возможных видов взаимодействия  на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. 

* Кооперация, или  кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают.

* Что касается  другого типа взаимодействий - конкуренция,  то здесь чаще всего анализ  сконцентрирован на наиболее  яркой ее форме, а именно  на конфликте. 

Перцептивная  сторона общения.

 Как уже  было установлено, в процессе  общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

* В отечественной  литературе также весьма часто  в качестве синонима "восприятие  другого человека" употребляется  выражение "познание другого  человека".

* Это более  широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое значение ряду дополнительных факторов, которые не играют столь существенной роли при восприятии физических объектов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеобразно, поскольку в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально зарегистрированы и при восприятии физических объектов, значимость их в области восприятия людьми друг друга в огромной степени возрастает.

* Поскольку  человек вступает в общение  всегда как личность, постольку  он воспринимается и другим  человеком - партнером по общению  - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Информация о работе Общение