Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:30, статья
Человеческая культура (по космическим масштабам) ещё очень молода, поэтому не стоит надеяться на скорые результаты в духовном прогрессе всего человечества. Это вопрос последовательного развития от поколения к поколению, со многими ошибками, разочарованиями, тупиковыми направлениями, трагедиями, переосмысливанием прожитого, интеграцией опыта других людей и групп людей. И, конечно, глобальный прогресс зависит от совершенствования каждого конкретного человека в процессе своей жизни. В вопросах духовного совершенствования конкретного человека возможен конкретный и вполне ощутимый результат, который, впрочем, значительно зависит от самого человека и от тех влияний, которые нельзя оказать искусственно, которые, опять же, определяются духовным состоянием людей и идей, окружающих человека с самого рождения.
«Общение»
ООГ 14-11
Асатрян
Лолита
Человеческая культура (по космическим масштабам) ещё очень молода, поэтому не стоит надеяться на скорые результаты в духовном прогрессе всего человечества. Это вопрос последовательного развития от поколения к поколению, со многими ошибками, разочарованиями, тупиковыми направлениями, трагедиями, переосмысливанием прожитого, интеграцией опыта других людей и групп людей. И, конечно, глобальный прогресс зависит от совершенствования каждого конкретного человека в процессе своей жизни. В вопросах духовного совершенствования конкретного человека возможен конкретный и вполне ощутимый результат, который, впрочем, значительно зависит от самого человека и от тех влияний, которые нельзя оказать искусственно, которые, опять же, определяются духовным состоянием людей и идей, окружающих человека с самого рождения.
* Что-то более
совершенное, чем идеалы
общение – одно из явлений, изучаемых психологией
В психологии
предлагается характеризовать
Коммуникативная сторона общения.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
* Однако такой
подход нельзя рассматривать
как методологически
* Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки.
* Во-вторых, характер
обмена информацией между
* В-третьих,
коммуникативное влияние как
результат обмена информацией
возможно лишь тогда, когда
человек, направляющий
* Но все дело
в том, что, даже зная
* В-четвертых,
в условиях человеческой
* С другой
стороны, барьеры при
* Передача любой
информации возможна лишь
* Соответственно
возникает и многообразие
* Вербальная
коммуникация использует в
* Другой вид
коммуникации включает
* Совокупность
этих средств призвана
* Оптико-кинетическая
система знаков включает в
себя жесты, мимику, пантомимику.
В целом оптико-кинетическая система предстает
как более или менее отчетливо воспринимаемое
свойство общей моторики различных частей
тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию;
лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда
мы имеем пантомимику). Первоначально
исследования в этой области были осуществлены
еще Ч.Дарвином, который изучал выражения
эмоций у человека и животных. Именно общая
моторика различных частей тела отображает
эмоциональные реакции человека, поэтому
включение оптико-кинетической системы
знаков в ситуацию коммуникации придает
общению нюансы. Эти нюансы оказываются
неоднозначными при употреблении одних
и тех же жестов, например, в различных
национальных культурах.
* Паралингвистическая
и экстралингвистическая
* Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами.
* Организация
пространства и времени
Интерактивная сторона общения.
Интерактивная
сторона общения - это условный
термин, обозначающий характеристику
тех компонентов общения,
* Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
* Наиболее распространенным
является дихотомическое
* Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают.
* Что касается другого типа взаимодействий - конкуренция, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.
Перцептивная сторона общения.
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
* В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима "восприятие другого человека" употребляется выражение "познание другого человека".
* Это более
широкое понимание термина
* Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.