Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:15, реферат
Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.
· доверие к намерениям
партнера без оценки его личности (принцип
доверительности);
· восприятие партнера
как равного, имеющего право на собственное
мнение и собственное решение (принцип
паритетности);
· общение должно
быть направлено на общие проблемы и нерешенные
вопросы (принцип проблематизации);
· разговор необходимо
вести от своего имени, без ссылки на чужое
мнение и авторитеты; следует выражать
свои истинные чувства и желания (принцип
персонифицирования общения).
Диалогическое
общение предполагает
По своему назначению
общение многофункционально.
В психологии выделяется
пять основных функций.
Прагматическая функция
общения реализуется при
Формирующая функция
проявляется в процессе развития
человека и становления его как
личности.
Функция подтверждения
состоит в том, что только в
процессе общения с другими мы
можем понять, познать и утвердить
себя в собственных глазах. К знакам
подтверждения можно отнести
знакомства, приветствия, оказание знаков
внимания.
Функция организации
и поддержания межличностных
отношений. В ходе общения мы оцениваем
людей, устанавливаем эмоциональные
отношения, причем один и тот же человек
в разных ситуациях может вызвать
различное отношение. Эмоциональные
межличностные отношения
Внутриличностная функция
общения – это диалог с самим собой. Благодаря
этой функции человек принимает решения
и совершает значимые постуки.
Кроме того, выделяются
несколько видов общения,
"Контакт масок".
В процессе общения нет стремления
понять человека, не учитываются его индивидуальные
особенности, поэтому данный вид общения
принято называть формальным. В ходе общения
используется стандартный набор масок,
которые стали уже привычными (строгость,
вежливость, безразличие и т. п.), а также
соответствующий им набор выражений лица
и жестов. В ходе беседы часто применяются
"расхожие" фразы, позволяющие скрыть
эмоции и отношение к собеседнику.
Примитивное общение.
Данный вид общения характеризуется
"нужностью", т. е. человек оценивает
другого как нужный или ненужный
(мешающий) объект. Если человек нужен,
с ним активно вступают в контакт,
мешает – "отталкивают" резкими
репликами. После получения от партнера
по общению желаемого теряют дальнейший
интерес к нему и, более того, не
скрывают этого.
Формально-ролевое
общение. При таком общении вместо
понимания личности собеседника
обходятся знанием его
Деловое общение. В
этом виде общения учитываются
Светское общение.
Общение беспредметное, люди говорят
не то, что думают, а то, что положено
говорить в подобных случаях. Вежливость,
такт, одобрение, выражение симпатий
– основа данного вида общения.
Общение осуществляется
при помощи вербальных (словесных)
и невербальных средств.
Изучение процесса
общения показало, насколько это
сложное, многообразное
коммуникативной, которая
проявляется во взаимном обмене информацией
между партнерами по общению, передаче
и приеме знаний, мнений, чувств;
интерактивной, заключающейся
в организации межличностного взаимодействия,
т. е. когда участники общения
обмениваются не только знаниями, идеями,
но и действиями;
перцептивной, которая
проявляется через восприятие, понимание
и оценку людьми друг друга.
В ходе общения
человек стремится не просто
воспринять собеседника, а
Идентификация –
это уподобление себя другому. Чтобы
понять партнера по общению, необходимо
поставить себя на его место, так как нельзя
по-настоящему понять человека, пока не
побываешь в его "шкуре". Данный механизм
позволяет понять ценности, привычки,
поведение и нормы другого человека.
Эмпатия (сопереживание)
– это не рациональное осмысление проблем
другого человека, а эмоциональный отклик,
вчувствование, сопереживание. Эмпатия
основана на умении правильно представлять,
что происходит внутри человека, что он
переживает, как оценивает события. Установлено,
что способность к проявлению эмпатии
возрастает с приобретением жизненного
опыта. Пожилые люди, многое повидавшие
и испытавшие, лучше понимают человека,
попавшего в те или иные обстоятельства,
нежели молодые люди.
Высшей формой эмпатии
является действенная, характеризующая
нравственную сущность человека. Например,
можно просто сопереживать сокурснику,
который "завалил" экзамен, а можно
помочь подготовиться к пересдаче.
Аттракция (привлекать,
притягивать) представляет собой форму
познания другого человека, основанную
на возникновении к нему положительных
чувств: от симпатии до любви. Причиной
появления положительного эмоционального
отношения партнеров по общению
нередко бывает их внутреннее сходство.
Например, молодые люди (юноши, девушки)
гораздо лучше понимают друг друга, чем
взрослых, которые их окружают (родителей,
преподавателей и т.п.).
Чтобы правильно
понять партнера по общению,
важно знать его отношение
к нам, как он воспринимает
и понимает нас. В этом случае
"работает" механизм, который в
психологии называют рефлексия.
Рефлексия (обращение
назад) – это способность человека
представить, как он воспринимается
партнером по общению. Это уже
не просто знание другого, но и знание
того, как другой понимает нас: наши
умственные способности, индивидуально-личностные
особенности и эмоциональные
реакции. При этом наше внимание перено-сится
с партнера по общению на нас самих и происходит
как бы своеобразное удвоение зеркальных
отражений друг друга.
Понимание другого
человека очень важно для
При изучении
каузальной атрибуции
Примечательно,
что знание закономерностей и
ошибок каузальной атрибуции
помогает сделать ее
Стереотипизация в переводе
с греческого – твердый и отпечаток. Стереотип
– это устойчивый образ какого-либо явления
или человека, складывающийся в условиях
дефицита информации, другими словами,
штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация
может складываться в результате обобщения
личного опыта, к которому присоединяются
сведения, полученные из книг, кинофильмов.
Многие стереотипы передаются и развиваются
в соответствии с образами, заложенными
в наше сознание родителями.
Наиболее живучи,
но не всегда верны этнические
стереотипы. Например, стереотипные
представления о вежливости и
чопорности англичан, педантичности
немцев, эксцентричности итальянцев,
"загадочности славянской души"
Стереотипное
восприятие усиливается за
Общение становится
возможным, если люди, вступающие
во взаимодействие, могут оценить
уровень взаимопонимания и