Общение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

В последнее время все больше изучается работ, посвященных изучению особенностей общения подростков. Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Взрослый играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Однако вопрос о том, какое, значение имеет для подростка общение со сверстниками, интересовал психологов всегда, и на него нет окончательного ответа, поэтому этот вопрос актуален и сегодня.

Содержание

Содержание:
Введение
Глава I. Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.2 Личностные особенности подростков
1.3 Движущие силы и условия развития личности
Глава II. Общение как фактор формирования личности подростка
2.1 Психологические характеристики общения
2.2 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
2.3 Общение со сверстниками и субкультура
Заключение

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

  А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 10 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (с 11 до 16).

  1.2 Личностные особенности  подростков

  10 лет  - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

  11 лет  - ребенок. Импульсивен, частая  смена настроения, бунт против  родителей, ссоры со сверстниками.

  12 лет  - ребенок. Вспыльчивость частично  проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

  13 лет  - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность,  чувствителен к критике, критически  относится к родителям, избирателен в дружбе.

  14 лет  - подросток. Экстраверсия, энергичен,  общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает  себя и сравнивает с героями.

  15 лет  - подросток. «Приобретаются» индивидуальные  различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

  16 лет  - подросток. Равновесие. Мятежность  уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность,  эмоциональная уравновешенность, общительность.

  Но календарный  возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает  индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

  Подростковый  возраст - это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер). Ученый показывает главную проблему этого возраста (14-17 лет) - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости [21, c. 653].

  Интересны исследования психологов на тему «Подросток и его развитие». Мы еще раз можем убедиться, что подростковый период является одним из самых сложных и противоречивых в жизни человека.

  Например, представление Ст. Холла о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и  конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

  У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость  сменяется унынием, уверенность  в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению в пренебрежение к нему, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности"

  Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую  концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру  это - возраст врастания в культуру. Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

  В. Штерн  рассматривал подростковый возраст  как один из этапов формирования личности. В. Штерн описывает его как  промежуточный между детской  игрой и серьезной ответственной  деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - "серьезная игра" [15, c. 287-304] 

  1.3 Движущие силы  и условия развития  личности

  Личность  формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования  человека, его обучения и воспитания.

  Что же является движущими силами развития личности, а вместе с тем и всех психических качеств и процессов, устойчивое единство которых она составляет?

  В истории  психологии существовало два направления  в решении этого вопроса, которые  получили название биогенетической  и социогенетической концепций психического развития личности.

  Биогенетическая концепция исходит из того, что  развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. По мнению биогенетиков, человек от природы имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т. п.). У человека якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения

  «Какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях». Так утверждают представители теории «наследственности» в ее традиционном варианте [4, c. 125-133].

  Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. Социогенетики, так же как и биогенетики, игнорируют собственную активность развивающегося человека, отводят ему пассивную роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Если следовать социо-генетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

  Таким образом, ни биогенетическая, ни социогенетическая концепция не могут быть приняты за основу понимания закономерностей развития личности. Ни та, ни другая не способны выявить движущие силы психического развития.

  Движущие  силы психического развития личности выявляются в противоречии между  изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их, удовлетворения.

  Удовлетворение  потребностей вновь и вновь воспроизводит  ситуацию, в которой обнаруживается противоречие между достигнутым  уровнем развития потребностей человека и реальными возможностями их удовлетворения.

  Удовлетворение  потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает  новую, более высокую по уровню потребность.

  Вот почему развивающаяся личность, постоянно  воспроизводя новые и новые потребности (а, следовательно, и разветвленную систему мотивации), в свою очередь, является результатом развития потребностей. Развитие, отбор и воспитание потребностей, приведение их к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человеку коммунистического общества, является одной из центральных задач формирования личности советского человека.

  Ошибочно  представление о том, что наследственность и среда являются движущими силами развития личности. Вместе с тем  это отнюдь не означает, что при  характеристике личности вовсе не следует принимать во внимание эти факторы.

  Если сравнивать двух братьев, воспитывающихся в  одной семье, занимающихся в одной  школе, к которым, казалось бы, одинаково  относятся родители, то бросающиеся  нередко в глаза различия между  детьми не следует относить за счет врожденных особенностей центральной нервной системы. Объяснение здесь надо искать главным образом в индивидуальной ситуации развития. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего, который смотрит на него снизу вверх и ищет у него защиты или бунтует против деспотизма первенца, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие возникновению многих черт личности. Существенны здесь и другие, входящие в индивидуальную ситуацию развития обстоятельства: и изменения в материальном положении семьи за два-три года, прошедшие между рождением первого и второго ребенка, и то, что одного из них больше баловали (в одних случаях первенца, в других - младшего), и изменения в отношениях внутри семьи, и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные учителя, - все это способствует зарождению различных качеств и особенностей личности [8, c. 106-149].

  Разумеется, индивидуальная ситуация развития может складываться и стихийно. Однако, принимая во внимание, что развитие личности есть общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее - воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество. При этом воспитание не только определенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, но и создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальную индивидуальную среду или ситуацию развития, наилучшим образом выявляющую возможности конкретной личности, создает условия для проявления ее активности, формируя и направляя ее. Здесь психология личности уступает место педагогике воспитания личности, методике коммунистического воспитания, в задачу которых входит выявление средств и путей всестороннего развития личности, формирования нравственного сознания, воспитания сознательной дисциплины, социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма. 

  Глава II.Общение  как фактор формирования личности подростка  

  2.1  Психологическая характеристика общения  

  Есть только одна подлинная ценность - это связь  человека с человеком.

  Антуан  де Сент-Экзюпери.

  В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.

  Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.

  В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:

  - «коммуникация» (обмен информацией между людьми),

  - «социальная  перцепция» (восприятие и понимание  человека человеком),

  - «интеракция» (взаимодействие).

  Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.

  У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении [23, c. 61-62].

  Огромное  значение межличностного общения объясняется  важнейшими функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.

  Далее, общение  выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную  функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его  нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.

  Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной  напряженности, создает психологическую  разрядку и в конечном счете формирует  тот эмоциональный фон, на котором  осуществляется наша деятельность, и  который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [26, c. 3-12].

Информация о работе Общение подростков