Общение. Многоплановый характер общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающие в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимании человека другим человеком, осуществляемая знаковыми средствами и направленные на значительные изменения состоянии поведения и личностно-смысловых образованиях партнеров.

Содержание

Понятие общение……………………………………………………3
Многоплановый характер общения…………………………. …….4
2.1 Коммуникативная сторона общения………………………... …….5
2.2 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)…………………………………………………………….7
2.3 Перцептивная сторона общения………………………….……… 11
Заключение……………..…………………………………………….15
Литература………………..…………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 105.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования Российской Федерации

Брянский  государственный  университет 

имени академика Петровского 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Психология» 

               Тема: «Общение. Многоплановый характер общения» 
 
 

                                                                                  

                                                                                  
 
 

                                                                                   Выполнила:

                                                                                        Несмачная К.А.

                                                                                           Факультет: СПФ

                                                                                        Специальность:

      Дошкольная педагогика

                                                                                  и психология

                                                                                   Курс  1 
 
 
 

Дата  регистрации работы:

№ регистрационной  работы:

Проверил:

Оценка:  

    Содержание: 

    1. Понятие общение……………………………………………………3
    2. Многоплановый характер общения…………………………. …….4
  1.      2.1 Коммуникативная сторона общения………………………... …….5

        •      2.2 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)…………………………………………………………….7

        •      2.3 Перцептивная сторона общения………………………….……… 11
        1. Заключение……………..…………………………………………….15
        2. Литература………………..…………………………………………..16
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

        1. Понятие общение.

             Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающие в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимании человека другим человеком, осуществляемая знаковыми средствами и направленные на значительные изменения состоянии поведения и личностно-смысловых образованиях партнеров.

             В системе взаимодействия индивидов  общение начинается с того, что  человек испытывает определенную потребность  в деятельности, предполагающей общение. Как производная от потребности возникает коммуникативная задача, решение которой включает в себя ряд этапов: ориентирование, планирование акта общения (содержательные и выразительные его компоненты), осуществление задач говорения и обратная связь.

        Общение возможно при принятии «обобщенного другого», то есть определенного отвлечения от своего внутреннего психического мира. 
                    Имеет смысл рассмотреть следующий подход процесса общения: 
        1 этап – импульс – побуждение к действию, 
        2 этап – перцепция – предыдущий социальный опыт, 
        3 этап – манипуляция – общение (социальный опыт плюс новый случай), 
        4 этап – консумация – переоценка социального опыта на основе нового факта. 
                    В зависимости от личностно-вовлеченного фактора имеет место три уровня общения:

        - социально-волевой;

        - деловой;

        - интимно-личностный.

        Каждый  уровень предполагает использование  ряда принципов. 
               Основой общения на первом уровне является социабильность (субъекты должны обладать определенными знаниями правил поведения, быть способными их усвоить и реализовать. 
                 Второй уровень предполагает рациональный подход, в основе которого поиск средств, повышающих эффект сотрудничества. 
                  В основе третьего уровня находятся эмоциональные факторы прежде всего симпатия и сопереживание.

                 Общение предполагает умение слушать, слышать, понимать, говорить. Таким образом, сущность общения – это понять другого, понять себя и быть понятым.

                 Основными социально-психическими функциями общения следует рассматривать:

        1. Потребность  в человеческих связях.

        2. Потребность  самоутверждения.

        3. Потребность  в привязанностях.

        4. Потребность  в самосознании.

        5. Потребность  в ориентациях. 

        2. Многоплановый характер общения. 

            В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, в общении можно выделить три взаимосвязанный стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

          Структура общения представлена в таблице следующим образом:

        Общение  
      Коммуникации Интеракции Перцепция
      Коммуникативная сторона Интерактивная сторона Перцептивная сторона

          1. Коммуникативная  сторона общения (коммуникация в узком смысле слова) представляет собой обмен информацией между общающимися людьми.

          2. Интерактивная сторона общения представляет собой обмен действиями между общающимися людьми, т.е. заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

          3. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.  
       

        2.1 Коммуникативная сторона общения

          Коммуникативное общение — это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

            Простейшей моделью межличностного общения являются два человека, которые связаны между собой, вступая в диалог.  

      Таблица 2. Модель коммуникативного процесса

      Кто? передает сообщение — коммуникатор
      Что? передается — сообщение (текст)
      Как? осуществляется  передача — канал
      Кому? направлено  сообщение — адресат - реципиент
      С каким эффектом? — эффективность
       

      Виды  коммуникации

        Таблица 3. Виды  коммуникаций

      Виды коммуникаций

      Вербальное  общение (речь)

      Невербальное  общение

      Внешняя речь Внутренняя  речь Акустическое Оптико-кинестетическое
      Устная  речь Письменная  речь Визуальное Проксемическое
      Монолог. речь Диалог. речь Тактильное Ольфакторное

          Вербальное  общение — общение, в котором в качестве знаковой системы используется речь человека. Речь является самым универсальным средством коммуникации.

          В психологии речь разделяют на внутреннюю и внешнюю.

          1. Внутренняя речь — речь, предназначенная для самого себя. Используется, прежде всего, как средство мышления.

          2.   Внешняя речь — речь, ориентированная на партнера по общению, на других людей. Внешняя речь может быть письменной и устной.

        3. Письменная речь — речь, осуществляемая с помощью графических изображений, письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Письменная речь из-за отсутствия непосредственного контакта с читающим более трудна в своем построении, требует большей развернутости и связности, чем устная речь.

        4. Устная речь — речь, используемая при непосредственном общении с другими людьми. Приобретает форму либо монолога, либо диалога.

               5. Монологическая речь существует в форме лекции, доклада, ораторского выступления.

               6. Диалогическая речь предполагает и включает: уникальность и равенство партнеров; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; взаимодополнение позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.

           Невербальное  общениеобщение с использованием неречевых форм общения, неречевых знаковых систем.

        Невербальные  средства общения:

      1. Акустические:

        -     паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) - громкость, тембр, ритм, высота звука, фразовые и логические ударения и др.;

             -     экстралингвистические — речевые паузы, смех, плач, вздохи, покашливание и др.;

      2. Оптико-кинестетические:

          -    кинесика — движения рук, головы, туловища, ног, походка;

          -     поза — осанка, манера держать себя;

          -     кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

          -    вспомогательные средства общения — подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

      3. Визуальные:

          -     выражение лица, выражение глаз;

          -   «контакт глазами» - знаки, представляемые движением глаз (имеет важное значение в работе педагога).

      4. Проксемические (пространственная и временная организация общения) - расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

      5. Тактильные (такесика) — прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуи.

      6. Ольфакторные:

          -     приятные и неприятные запахи окружающей среды;

        -   естественные и искусственные запахи человека. 

        2.2 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

          Взаимодействиеэто не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.

      Таблица 5. Виды социальных взаимодействий

      Отношения Формы взаимодействий
      эмоционально-положительные солидарность, ослабление напряжения, одобрение
      эмоционально-негативные отклонение  напряженность, антагонизм
      деловые предложение, мнение, информация, просьба дать информацию, просьба высказать мнение, просьба  высказать обращение.

            Существуют  три основных стратегии поведения в совместной деятельности:

          1.      содействие — действенная помощь другим, активная помощь по достижению общих целей,

          2.      противодействие — достижению целей другими участниками совместной деятельности,

          3.      уклонение от воздействия — активный уход, избегание взаимодействия.   

      Виды  взаимодействий (интеракций)

          В социальной психологии существуют разные подходы к выделению видов взаимодействия между людьми. Так, одним из оснований для выделения видов взаимодействия является характер мотивов взаимодействия.

          Социальные  мотивы взаимодействия

          Существует  несколько видов социальных мотивов  взаимодействия, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

          ¾     максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

          ¾     максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

          ¾     максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

          ¾     максимизация выигрыша другого (альтруизм);

          ¾     минимизация выигрыша другого (агрессия);

          ¾     минимизация различий в выигрышах (равенство).

          Соответственно  перечисленным мотивам можно  определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

          1.      Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции).

          2.      Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

          3.      Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

          4.      Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

          5.      Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.  

          Стиль взаимодействия

          1. Властный — лидирующий. При умеренно выраженных баллах проявляются уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойство руководителя. При высоких показателях характерны: нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма.

          2. Независимый —  доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.

          3. Прямолинейный —  агрессивный. Проявляется искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость.

          4. Недоверчивый —  скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность перерастают в крайне обидчивое и недоверчивое отношение к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.

          5. Покорно — застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

          6. Зависимый — послушный. Потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании переходит в сверхконформность, полную зависимость от мнения окружающих.

          7. Сотрудничающий —  конвенциальный. Стиль, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанность в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

          8. Ответственный —  великодушный. Проявляется выраженная готовность помогать окружающим, развито чувство ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.  

          С перечисленными классификациями в психологии все виды взаимодействия разделяют на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).    

            Кооперация — взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели.    

            Конкуренция — взаимодействие, при котором происходит столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. В результате многочисленных исследований установлено, что наряду с отрицательными последствиями конфликта существуют и позитивные стороны конфликта.   
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

        2.3 Перцептивная сторона общения

          В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками  этого процесса. Само взаимопонимание  может иметь две формы:

        —     понимание мотивов, целей, установок партнеров по общению;

        —     понимание и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

          Восприятие  определенной суммы свойств, приписываемых  наблюдаемому в процессе взаимодействия на основе познания целей, мотивов и установок общения дает возможность человеку сформировать определенной отношение к партнеру по общению, что составляет понятие социальной перцепции.

          Социальная  перцепциявосприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков

      Функции социальной перцепции:

          -     познание себя;

          -    познание партнера по общению;

          -     организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

          -     установление эмоциональных отношений.  

      Механизмы социальной перцепции.

      К механизмам социальной перцепции относятся:

        —     познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

        —     познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

        —     прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

          1.      Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

          2.      Эмпатия — это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

          3.      Аттракция (дословно - привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

          4.      Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

          5.      Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция - стремление к выяснению причин поведения субъекта).

          У разных людей существуют привычные  для каждого схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения:

          ¾     люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

          ¾     в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

          ¾     при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

          Именно  поэтому причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу  — обстоятельствам.

          Важной  сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке.

          Существуют  три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке.Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

          1.      Фактор превосходства — запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению или другому параметру).

          Ошибка  восприятия заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка.

          2.      Фактор привлекательности — обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.

          Ошибка  восприятия состоит в том, что внешне привлекательного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

          3.      Фактор отношения к наблюдателю — регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю.

            Ошибка  восприятия состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

            Социальный  стереотип оказывает большое влияние на восприятие других людей

          Социальный  стереотипустойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

          Наиболее  известны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций (чопорный и худой англичанин, легкомысленный француз, эксцентричный  итальянец и другие).

      Стереотипы  ожидания в педагогической практике:

          1.      Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель своими жестами и фразами с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет.

          2.      Стереотип сказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягиваем именно плохого ученика.

          3.      Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений.  

          В процессе восприятия человека человеком  существуют различные эффекты, приводящие к ошибкам восприятия.

          1.      Эффект проекции — приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, т.е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих.

          2.      Эффект средней ошибки — тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

          3.      Эффект ореола — человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи.

          4.      Эффект порядка — при дефиците информации о человеке наиболее значимой является информация, полученная вначале. При общении со знакомым человеком наиболее значимой является последняя информация о нем (Встречают по одежке, а провожают по уму) 
       
       
       
       

          Заключение

            В данной контрольной работе рассмотрен вопрос «Общение. Многоплановый процесс  общения» следует вывод, что общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Рассмотрены ряды принципов общения, социально-психические функции. В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, в общении можно выделить три взаимосвязанный стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Простейшей моделью межличностного общения являются два человека, которые связаны между собой, вступая в диалог. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Литература 
       

      1. Рубинштейн  С.А. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 г.
      2. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание, Издательство «Феникс»,1999 г.
      3. Морозов А. В. Основы психологии 2-е издание, Академический проект, 2003 г.
      4. Маклаков А. Г. Общая психология – СПб: Издательство «Питер», 2002 г.

Информация о работе Общение. Многоплановый характер общения