Общение как восприятие

Автор: a**********************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть общение как восприятие .
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Охарактеризовать основные элементы общения.
Описать сущность общения как восприятия.
Методом исследования был определён теоретический анализ и синтез источников литературы по проблеме исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика общения……………………………...……….……4
Глава 2. Общение как восприятие людьми друг друга……………………8
Заключение………………………………………………………………….…12
Список используемой литературы……………………………………...……15

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 37.49 Кб (Скачать)

     Идентификация представляет собой такой способ познания другого человека, при котором  предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому.

     Эмпатию можно определить как эмоциональное сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатия в отношении с партнером по общению может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника.

     Аттракция может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению  к нему устойчивого позитивного  чувства. В данном случае понимание  партнера по общению возникает благодаря  формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого  интимно-личностного отношения.

     Механизм  самопознания в процессе общения  получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.5 Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению.

     Универсальный механизм интерпретации мотивов  и причин поступков другого человека - механизм каузальной атрибуции. Установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания. При этом степень приписывания зависит от таких основных показателей, как степень уникальности или типичности поступка и степень социальной желательности или нежелательности. В целом изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру по общению.

     Все выше сказанное означает, что термин «социальная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Процесс взаимоотношения между двумя  партнерами по общению может быть истолкован совершенно с различных  точек зрения, в качестве понимания  целей их общения, мотивации, установок  по взаимодействию и множество других воззрений. Но при этом процесс восприятия одного человека другим будет везде  рассматриваться как обязательная часть общения. Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие, то есть как воспринимаются внешние признаки человека и затем соотносятся с личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование по этой основе его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъект восприятия - человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия - человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна. Процесс межличностного восприятия имеет прямую связь с психологическими особенностями личности и межличностных отношений. Для личности, входящей в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта некоторой психологической общности с другими членами данной группы. Положение индивида в группе определяется такими понятиями, как статус, система групповых ожиданий (совокупность мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе). С учетом того, что человек всегда вступает в процесс общения как личность, он так же воспринимает как личность и партнера по общению. Необходимо отметить, что впечатления, которые неизменно возникают в процессе общения играют весьма важную роль. От возникших впечатлений у партнеров по общению формируется определенное мнение друг о друге, которое делает результат общения успешным, либо напротив – неуспешным. В социальной психологии выделяются определенные механизмы социальной перцепции – способы посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Говоря о многообразных искажениях восприятия, невозможно игнорировать одно из самых распространенных - стереотипы. В широком смысле, стереотип - это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д. Таким образом, возможно отметить, что на процесс социальной перцепции оказывают влияние огромное количество факторов, связанных с психологическими особенностями личности, ее мотивации, предрасположенности и внутреннего психологического состояния группы, в которой происходят перцептивные процессы. В процессе общения стороны могут заранее позитивно или негативно воспринимать друг друга будучи заранее осведомлены третьей стороной о личности собеседника. В этом случае независимо от реальной обстановки исход процесса общения как правило заранее предрешен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы 

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие  для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под  ред. В.А.Сластенина. – М.,2001. 252 с.
  2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2005. 321 с.
  3. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2006. - 192 с.
  4. Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: ВЛАДОС, 2001. 250 с.
  5. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005. 340 с.

Информация о работе Общение как восприятие