Общение как восприятие

Автор: a**********************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть общение как восприятие .
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Охарактеризовать основные элементы общения.
Описать сущность общения как восприятия.
Методом исследования был определён теоретический анализ и синтез источников литературы по проблеме исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика общения……………………………...……….……4
Глава 2. Общение как восприятие людьми друг друга……………………8
Заключение………………………………………………………………….…12
Список используемой литературы……………………………………...……15

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 37.49 Кб (Скачать)

Введение 

     Актуальность  темы обусловлена тем, что проблема общения многогранна. В последние годы она стала предметом изучения многих наук. Социальная жизнь людей, их совместная деятельность невозможны без общения, в ходе которого происходит обмен информацией, содержащей знания, нормы и ценности. Осуществляют этот процесс люди, передавая и принимая сообщения, облеченные в материальную форму знаков. Совокупность значений в конкретных сообщениях, которые передаются людьми для того, чтобы каким-либо образом оказать влияние на мышление, поведение и деятельность других людей, составляет социальную информацию.

       Социальная информация выступает  в качестве важнейшего связующего  звена между социальной средой  и личностью. Информационные процессы, происходящие в обществе, оказываются  необходимой составной частью  всей социальной жизни людей.  С помощью информационных процессов  люди присваивают общественно-исторический  опыт предыдущих поколений и удовлетворяют свои текущие психические потребности в знании, в подтверждении правильности ранее усвоенной "картины мира", в поддержке во мнениях по спорным вопросам.

     Следует отметить, что решению этой проблемы посвящены многие исследования таких авторов, как Дж.Брунер, В.А., Сластенин, Р.Вердербер, К.Вердербер, Н.С.Ефимова, В.Г.Крысько, В.А.Петерс.

     Объектом нашего исследования является общение как восприятие.

     Предмет исследования составляют особенности общения как восприятия.

     Цель  исследования - рассмотреть общение как восприятие .

     Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Охарактеризовать основные элементы общения.
  2. Описать сущность общения как восприятия.

     Методом исследования был определён теоретический  анализ и синтез источников литературы по проблеме исследования.

     Структура контрольной работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

     Во  введении обосновывается актуальность темы, основные параметры исследования.

     В основной части раскрываются научные  подходы к определению понятия общения, характеризуется общение как один из инструментов социализации человека.

     В заключении приведены основные выводы исследования.

     Список  литературы содержит 5 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Характеристика общения 

   Общение - один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

   В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости  от окружающей его среды, от людей, с  которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в житейском опыте.

   Понятие «общение», как любое другое понятие  в психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и «деятельность».

     На  наш взгляд, объемно это понятие  представила Л.П. Буева. Она определяет общение « ... как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности».1

   Однако  понятие «общение» может анализироваться  и как самостоятельное: «Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».2 При этом в структуре общения выделяют три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий.

   В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского 1990 года общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение выделяет основное содержание общения передачу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), восприятие людьми друг друга (перцепция). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов.  Во второй главе данной работы будет рассмотрено третье составляющее общения – перцепция - более подробно.

   Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций. В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. Большая роль принадлежит формирующей функции общения. Общение ребенка и взрослого - это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Функция подтверждения в процессе общения дает возможность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Организация и поддержание межличностных отношений для любого человека связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено в терминах «симпатии - антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и на деловое общение. Внутриличностная функция рассматривается как универсальный способ мышления человека.

     Общение как социально-психологический феномен - это контакт между людьми, который  осуществляется посредством языка  и речи, имеет разные формы проявления. Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.3

     По  контакту с собеседником общение  может быть непосредственным, то есть прямым, естественным общением, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов, и опосредованным, то есть косвенным общением, которое осуществляется в ситуациях, когда Индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.

     Общение также может быть межличностным, которое представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации, или массовым общением, которое наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

     Общение может быть кратковременным или  длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

     Обмен информацией может происходить  посредством вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное - с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

     Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой  взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу.

     Самый примитивный  уровень общения - фатический. Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами. Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека. Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.

     Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности  человека состоит в том, что оно  является средством организации  совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом их контакте.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Общение как  восприятие людьми друг друга

     Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения. Эффективное общение невозможно  без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.

     Межличностное восприятие или социальная перцепция  представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения.

     Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характера стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, осознания значимости ситуации.4 Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей), социальных  ситуаций.

     В социальном восприятии человека в целом всегда присутствует оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах. На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению и определяется собственное поведение. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать поведение, создание собственной стратегии поведения.

     При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта:

         1) психологические и социальные  особенности субъекта и 

     объекта восприятия;

     2) механизмы и эффекты межличностного  отражения. Остановимся подробнее  на их анализе. 

     Исследование  психологических особенностей наблюдателя, влияющих на процесс социальной перцепции, - хорошо разработанная область в социальной психологии. Так, в восприятии и оценке людьми друг друга были зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные различия. Хотя названные характеристики наблюдателя играют определенную роль в формировании оценки партнера по общению, однако наибольшее значение имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: выражение лица, способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа), особенности голоса и речи.

     Воспитываясь  в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния, желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно понять и оценить.

     Процессы социального восприятия отличаются от восприятия внешних объектов. Это отличие состоит прежде всего в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия, а социальные представления всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека. К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и аттракция.

Информация о работе Общение как восприятие