Общение, как социально-психологическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Изучить феномен общения, как социально-психологическое явление.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «общение», его виды и структуру.
2. Разработать памятку для сотрудников «Эффективная коммуникация на работе»

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Феномен общения в современной психологии………………………..5
2. Общение, как коммуникации…………………………………………..8
3. Общение, как социальная перцепция…………………………………11
4. Общение, как интеракция……………………………………………..16
5. Памятка для сотрудников «Эффективная коммуникация
на работе»………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованных источников……………………………………24

Работа содержит 1 файл

Общение.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Влияние в условиях межличностного взаимодействия. Основным направлением прикладных исследований психологического влияния или воздействия  является изучение такой его функциональной формы, как воспитательное воздействие. Исследования многих отечественных психологов показывают, эти проблемы группируются вокруг изучения воспитателя (как индивидуального или группового субъекта воздействия) и требований, которым он должен удовлетворять, чтобы добиваться поставленных целей.

     Для теоретического анализа проблемы необходимо уточнить исходное понятие психологического воздействия. Иногда феномен психологического воздействия смешивается с феноменом  действия. Между тем эти феномены различны. Действие субъекта, направленное на физический объект, выглядит как оперирование этим объектом. В то же время психологическое воздействие выступает как субъект - субъектное отношение.

     Психологическое воздействие есть структурная единица, компонент общения. По своей сущности психологическое воздействие представляет проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.). Перестройка психики личности или групповых психических явлений под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата психических явлений, так и по стойкости их изменений. Так, силой педагогических воздействий воспитатель может перестроить отношение ученика к тому или иному учебному предмету. О более широких изменениях психики можно говорить тогда, когда перестраивается целая группа психических явлений, например эмоциональная сфера личности. Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Наблюдения показывают, что многие и даже большинство взрослых людей сознательно перенимают друг у друга взгляды, оценочные суждения и побуждения. Которые сохраняются на протяжении многих лет, выдерживая многочисленные испытания и превратности судьбы.

     В любой форме психологическое  воздействие всегда основывается на определенных мотивах и преследует конкретные цели. Однако как отдельная личность, так и группа избирательно относятся к психологическим воздействиям и связано это с тем, что на пути этих воздействий стоит психологическая защита - своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения - от противоречащих им.

     Таким образом, психологическое воздействие  отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные изменения в психике людей, а через нее - в их деятельности и поведении.

 

      5. Памятка для сотрудников «Эффективная коммуникация на работе»

      

     «Когда  не понимаешь ты, становится скучно, когда не понимают тебя – обидно».

     Э. Севрус

     По  большому счёту, любое общение можно  считать эффективным, так как  любой результат (положительный  или отрицательный) достигается  при любом общении, а результат  общения и есть его эффект. Эффективным  для нас представляется то общение, когда его результат есть получение положительного опыта из обмена информацией между двумя и более партнёрами по общению, восприятия партнёрами  друг друга и выстраивания взаимодействия между ними в самом процессе общения. Исходя из этих рассуждений, можно выделить следующие постулаты эффективного общения.

  1. Умение слушать и слышать партнёра по общению ведёт к минимизации возникновения каких бы то ни было конфликтных ситуаций, но не искореняет их полностью. Это необходимо понимать, так как у каждого человека есть и должны быть свои мировоззрение и мироощущение, свои мысли и взгляды на любые вопросы бытия. Все мы разные, но умение хотя бы понять (не всегда принять) точку зрения другого человека на любой вопрос способно предотвратить острые конфликты.
  2. Умение задавать вопросы также не менее важно. Необходимо избегать в общении вопросов, которые превращают простую беседу в допрос. Самыми «опасными» из них являются «Зачем?» и «Почему?» Выясняя ситуацию, необходимо пользоваться вопросами очень осторожно, например, задавая примерно такие вопросы: «Это произошло по такой-то причине, не так ли?», «Правильно ли я понимаю, что задание не выполнено по следующей причине?», «Помешало выполнению задания то-то или то-то?» и др.
  3. Местоимения «ты» и «Вы» несут в себе скрытое обвинение, упрёк. Нет ничего лучше для человека, чем звук его имени, причём в неискажённом варианте (типа Ванечка, Ванька, Ванёк). Заметьте, предыдущая рекомендация содержит в себе типы вопросов, не предполагающие использования местоимений типа «ты» и «Вы». Это очень важно.
  4. Проявление интереса к жизни и здоровью партнёра по общению приветствуется, но если партнёр по каким-либо причинам не хочет затрагивать эти или какие-то другие темы, вторжение в его дела встречает вполне обоснованное сопротивление с его стороны. Не навязывайтесь никогда.
  5. Если кто-либо стремится к общению с Вами, а Вы, в свою очередь, не горите желанием общаться с ним, то односложные ответы на его вопросы, проявление с Вашей стороны нежелания отвечать на некоторые из них и ссылки на Вашу занятость помогут Вам хотя бы избегать частых контактов с ним.
  6. Уважение прав и достоинства партнёра по общению и умение представить себя на его месте (а ведь любая жизненная ситуация действительно может случиться с каждым из нас, и мы, по сути, ни от чего не застрахованы) помогает получить приятные эмоции из самого процесса и содержания общения даже с самыми неприятными людьми.
  7. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Никто из нас не является неуязвимым. Есть много ситуаций, когда нам могут помочь только те, кто рядом. Необходимо, как минимум, стремиться к установлению положительных контактов с окружающими, насколько это возможно, ведь, может статься, нам придётся обратиться за помощью именно к тому человеку, с которым сейчас что-то не складывается в общении.
  8. Учитесь приносить искренние извинения за собственные проступки. Извинения не должны быть шаблонны (типа «Я попросил прощения – и ладно»), и всегда следует помнить о том, что в создании любой конфликтной ситуации не может быть виновата только одна из сторон. Каждый виновен по-своему, хотя многие склоняются к тому, что виновен тот, кто старше, умнее, опытнее. Поверьте, что это не всегда так, а точнее – всегда не так. Ответственность в равной степени несут все стороны общения, ибо в общении все стороны равноправны.
  9. Кстати о шаблонах и стереотипах. Они не лучшим образом влияют на общение (как на процесс, так и на результат). Если кто-либо показывает себя в определённых ситуациях однобоко, то не стоит всё же вешать шаблоны. Возможны совпадения, возможно влияет тип воспитания в семье, где родилась и/или живёт личность, может быть, влияет социум (окружающие люди), и человек просто не знает как вести себя иначе. Однако поучать не стоит. Просто можно сказать что-то типа: «Всегда думал(а), что поступаю правильно, когда поступал(а) так» и др.
  10. Никогда не говори: «Никогда!». В любых ситуациях слова «всегда», «никогда», «всё время», «постоянно», «это по жизни так» опасны и ведут не только к конфликтам, но и ко взятию ответственности с Вашей стороны за выводы, следующие за ними и, соответственно, к поводам для различного рода разбирательств, истощающих ресурсы положительных эмоций от общения.
 

     А вот некоторые правила эффективной  коммуникации:

     - " Правило трех  двадцати ":

  • 20 сек. вас оценивают.
  • 20 сек. как и что вы начали говорить.
  • 20 см улыбки и обаяния.

     - 6 правил Глеба  Жеглова:

  • Проявлять искренний интерес к собеседнику.
  • Улыбаться.
  • Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.
  • Уметь слушать.
  • Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.
  • Относиться к нему с уважением.

     - Как увеличить  полезность контакта:

  • Быть наблюдательным;
  • Сделать комплимент;
  • Говорить о проблемах собеседника.

     Правила эффективного общения  по Блэку:

  • Всегда настаивать на правде.
  • Строить сообщения просто и понятно.
  • Не приукрашивать, не набивать цену.
  • Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.
  • Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.
  • Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.
  • Не жалеть времени на выяснение общего мнения.
  • Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.
  • Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

     Как результат вы получите:

  • Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.
  • Вы завоюете собеседника.
  • Вы повысите вашу самооценку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Общение - - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

     Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

      Владеть психологией общения – значит владеть наукой о практическом использовании психологических механизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми, что так важно людям определенных профессий. Да и всем нам необходимы коммуникативные навыки в нашей повседневной жизни.

      На  сегодняшний день разработано множество  методов по преодолению барьеров, мешающих нормальному общению. Например «Т-группы» со специальным психологическим тренингом (СПТ), куда входят групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Все это способствует нормальному установлению контактов между людьми, снимает определенные комплексы неполноценности и помогает  найти компромисс в конфликтной ситуации.

 

      Список использованных источников: 

     1. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания / Г.М. Андреева // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. С. 30.

     2. Белинская, Е. П. Социальная психология:  Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая — М: Аспект Пресс,   2003.— 475 с.

     3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. / А.А. Бодалев. —— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.

     4. Данилин, К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы / К.Е. Данилин // Межличностное восприятие в группе. - М., 1981, с. 124-152

     5. Доценко, Е. Л. Психология   манипуляции:   феномены,   механизмы  и  защита / Е.Л. Доценко — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с

     6. Каган, М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

     7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с.

     8. Петровский, А.В. Введение в психологию. / А.В. Петровский – М.: Издательский центр “Академия”, 1995 – 496 стр.

     9. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. / Л.А. Петровская – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

     10. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. / А.В. Соколов — СПб.:  Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с.

Информация о работе Общение, как социально-психологическое явление