Общение, как социально-психологическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Изучить феномен общения, как социально-психологическое явление.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «общение», его виды и структуру.
2. Разработать памятку для сотрудников «Эффективная коммуникация на работе»

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Феномен общения в современной психологии………………………..5
2. Общение, как коммуникации…………………………………………..8
3. Общение, как социальная перцепция…………………………………11
4. Общение, как интеракция……………………………………………..16
5. Памятка для сотрудников «Эффективная коммуникация
на работе»………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованных источников……………………………………24

Работа содержит 1 файл

Общение.doc

— 163.50 Кб (Скачать)
ify">     Вербальная  коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

     Невербальная  коммуникация:

  • Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.
  • Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
  • Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
  • Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

     Цели  общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение  почти всегда предполагает некоторый  результат – изменение поведения  и деятельности других людей.

     Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. [10; с. 191]

     Выделяют  следующие виды взаимодействия:

  • групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
  • конкуренция (соперничество),
  • конфликт.

     Для того чтобы общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать  следующие условия:

  1. равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
  2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
  3. равенство в психологической взаимоподдержке.

     Спецификой  взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию  своих коммуникативных действий.

     Р.Бейлз  объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в четыре глобальных категории, которые фиксируют форму взаимодействия:

     Области взаимодействия      Основные  поведенческие проявления
     Позитивные эмоции      Выражение солидарности

     Снятие  напряжения

     Выражение согласия

     Решение проблем      Предложения, указания

     Выражение мнений

     Выдача  ориентаций

     Постановка проблем      Просьбы об информации

     Просьбы высказать мнение

     Просьбы об указаниях

     Негативные эмоции      Выражение несогласия

     Создание  напряженности

     Демонстрация  антагонизма

     Существует  несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:

  1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
  2. если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;
  3. если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
  4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

     С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему  обменов, обусловленных способами  уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности.

     Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

     незначимый  жест (автоматический рефлекс типа моргания);

     значимый  жест (связан с осмыслением поступков  и намерений другого человека).

     Когда мы приписываем значение чему-то, оно  становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов.

     Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно  отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.

     Управление  впечатлениями (Э.Гофман). Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других.

     Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, рассмотрим его как организацию  совместной деятельности. Л.И.Уманский выделил три возможные формы  организации совместной деятельности:

  1. каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  2. общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  3. одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

     Здесь прослеживается связь взаимоотношений  участников взаимодействия. Это тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень выраженности взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество).

     Таким образом, коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

         * умением устанавливать психологический контакт;

         * учетом особенностей коммуникативного  воздействия;

         * аргументированностью, логичностью  и адекватностью ситуации общения;

         * эффективностью использования  вербальных и невербальных средств  общения. [10; с. 211]

 

      3. Общение, как социальная перцепция 

     Общеизвестным является тот факт, что в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание  между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как  понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

     Прежде  чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны  общения, необходимо уточнить употребляемые  здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда  на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. [5; с. 109]

     Социальная  перцепция – процесс восприятия социальных объектов в социальном контексте.

     Социальная  перцепция – процесс, возникающий  при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.

     Социальная  перцепция зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

     Восприятие  и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение.  Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.

     Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

     Выделяют  следующие основные функции социальной перцепции:  

     - познание себя;

     - познание партнера по общению; 

     - организация совместной деятельности  на основе взаимопонимания (взаимопонимание  – социально-психическое явление,  ядро которого составляет  эмпатия,  связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга);

      - установление эмоциональных отношений. [3; с. 97]

     Если  представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная  схема (рис. 1). Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

     Еще сложнее обстоит дело в том  случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню  процессов социальной перцепции  следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению. Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях 1) и 2) предложенной схемы.

Информация о работе Общение, как социально-психологическое явление