Общение как социальная перцепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:03, реферат

Описание работы

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.29 Кб (Скачать)

     Существуют  следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1. Восприятие  внешнего облика и поведенческих  реакций объекта

2. Восприятие  внутреннего облика объекта, то  есть набора его социально-психологических  характеристик. Это осуществляется  через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

     Познание  других людей зависит также и  от уровня развития представления человека о самом себе (Я - концепция), о  партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит  или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через  другого возможно через сравнение  себя с другим индивидом или через  рефлексию. Рефлексия это процесс  осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между  участниками общения достигается  определенный уровень взаимопонимания.

     Социальная  перцепция занимается изучением  содержательного и процессуального  компонентов процесса общения. В  первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик  субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

     В целом процесс социальной перцепции  представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в  межличностном контексте и находится  под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый  опыт и личностные свойства.

     Основные  функции психологии социальной перцепции

1) Социальная  перцепция является механизмом, запускающим общение.

Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.

2) Восприятие  выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная  перцепция выступает как познание  одного человека другим.

     Система основных понятий

     Социальная  перцепция - восприятие человека человеком. В понятие социальной перцепции  относится и процесс восприятия социальной действительности.

     Идентификация - уподобление, отождествление - понимается эмоционально когнитивный процесс, как правило, неосознанного отождествления себя с другим человеком, с другой группой (это не проекция).

     Рефлексия - 1) процесс осознания человеком  того как человек воспринимается другими людьми.

2) понимается  самосознание человека собственного  внутреннего мира

3) понимается  взаимоотражение, содержанием которого является восроизводство субъектом состояния, внутреннего мира другого человека, при этом в этом отраженном внутреннем мире человека представлено собственное я (Вл. Лефевр - первый разработал систему рефлексии).

     Взаимопонимание - понимание партнерами по общению (взаимодействию) друг друга.

     Аттракция - эмоциональная привлекательность  другого человека; привлекательность  партнера по общению, по взаимодействию Отсутствие аттракции - не привлекательность, но это еще не говорит об отталкивании людей друг другом. Важно в рекламной  пропаганде.

     Коммуникативная компетенция - (МЛ компет, СП. компет) - З, У, Н успешного взаимодействия с другими людьми на основе их адекватной оценки через социально-психологические характеристики.

     Каузальная  атрибуция (ввел Келли) - объяснения, интерпретация, приписывание причин и мотивов других людей. (Почему другой человек так сделал, сказал?) Эти механизмы проявляются при недостатке информации.

     Психология  социальной перцепции (Перцептивная сторона общения). Понятийный аппарат ПСП

     Основные  функции ПСП:

1). Социальная  перцепция является механизмом, запускающим общение. Инициация  общения. Акт общения начинается  с восприятия людей друг друга.

2). Восприятие  выступает одним из познавательных (когнитивных) процессов. Социальная  перцепция выступает как познание  одного человека другим.

     Общение как социальная перцепция. Социальная перцепция – это социально-психологический  процесс установления контактов  между людьми, реализуемый через  восприятие и понимание людьми друг друга.

     Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия: 1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита информации; формирование позитивной или негативной пристрастности личности; 2) эффект «свежести» – завышенное значение последних во времени событий; 3) «эффект проецирования» – познающий субъект «вкладывает» свои состояния в другую личность, приписывая ей черты, которые в действительности у оцениваемой личности могут отсутствовать; 4) «эффект персонификации своих и чужих» – это благожелательная оценка персональных качеств партнера общения из своей группы и негативное восприятие партнера общения из чужой группы; и др.

     Перцептивная сторона общения ориентирована на выделение: 1) физического облика человека: анатомические признаки, тип телесного сложения, пол, возраст, раса; 2) функциональных признаков: лицо, мимика, жестикуляция, телодвижения, походка, осанка, голос, речь; 3) культурологических признаков (социально-статусный облик): прическа, одежда, украшения, сумки, бижутерия и т.д. В целом социальная перцепция воспроизводит чувственно-эмоциональный образ человека. Сегодня данное направление тщательно разрабатывается имиджеологией – наукой о создании привлекательного образа личности (в частности руководителя, политика).

     Каждый  человек, считают имиджеологи, не только может, но и должен заботиться о собственной привлекательности для себя и других людей. Аттракция – это умение добиваться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; это способность позитивно расположить, настроить другого к себе. Не зря говорят: «Хорошее управление исключает наличие плохих взаимоотношений».

     Важнейшей психической структурой реализации социальной перцепции в общении  являются ее психологические механизмы: идентификация, рефлексия, стереотипизация.

     1) Идентификация – психологический  механизм уподобления личности  партнера общения себе (например, «муж и жена – одна сатана»). 2) Рефлексия – психологический  механизм социальной перцепции,  выражающий осознание личностью  того, как она сама воспринимается  партнером общения (например, «я  знаю, что ты обо мне думаешь»). 3) Стереотипизация – процедура упрощенного восприятия и понимания реальности путем использования стереотипов (например, «сила есть – ума не надо»). Стереотипизация в социальной перцепции – это психологический механизм упрощенного восприятия и понимания людьми друг друга путем подведения их под стандартизированный образ (стереотип). К его разновидностям относят: хало-эффект, т.е. грубое обобщение, оценка в черно-белых красках; эффект центральной тенденции, т.е. стремление усреднять («округлять») оценки наблюдаемых процессов и явлений.

     Стереотипы  представляют собой инструмент «грубой  надстройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы  и время. Однако при более детальном, глубоком общении социальный стереотип  должен уступить место механизмам более  «тонкой настройки» (идентификации, рефлексии, аттракции и др. – см. выше).

     Проблемы  современного общения: высокий показатель деструктивного в общении людей (агрессия, критика, негатив …); дефицит  высоких чувств (любовь, преданность, верность и др.); асинхронность потребности  в общении (потребность в общении  одного человека на данный момент не совпадает  с потребностью и желанием общаться у другого человека); мода на виртуальное  общение (компьютерное) и др.

     Обобщая можно подвести следующий итог:

общение – это процесс межличностного взаимодействия, проявляющийся в  коммуникации, интеракции и социальной перцепции;

общение – это высшая потребность человека в контактах с людьми, в принятии и проявлении себя;

общение – это деятельность, которой необходимо учиться, совершенствоваться, устремляясь  к вершинам коммуникативного искусства. 
 
 
 
 

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: 2001г
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001г.
  4. http://opsychology.ru
  5. http://cde.ael.ru/electronik/Psihologiya_i_pedagogika
  6. http://www.psycho-workshop.kiev.ua/analitika/talks/teory/perzii.html

Информация о работе Общение как социальная перцепция