Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:03, реферат
Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений.
Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
1. Восприятие
внешнего облика и
2. Восприятие
внутреннего облика объекта,
Познание
других людей зависит также и
от уровня развития представления человека
о самом себе (Я - концепция), о
партнере по общению (Ты – концепция)
и о группе, к которой принадлежит
или думает, что принадлежит индивид
(Мы – концепция). Познание себя через
другого возможно через сравнение
себя с другим индивидом или через
рефлексию. Рефлексия это процесс
осознания того, как собеседник понимает
его самого. В результате между
участниками общения
Социальная
перцепция занимается изучением
содержательного и
В
целом процесс социальной перцепции
представляет собой сложный механизм
взаимодействия социальных объектов в
межличностном контексте и
Основные функции психологии социальной перцепции
1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение.
Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.
2) Восприятие
выступает одним из
Система основных понятий
Социальная перцепция - восприятие человека человеком. В понятие социальной перцепции относится и процесс восприятия социальной действительности.
Идентификация - уподобление, отождествление - понимается эмоционально когнитивный процесс, как правило, неосознанного отождествления себя с другим человеком, с другой группой (это не проекция).
Рефлексия - 1) процесс осознания человеком того как человек воспринимается другими людьми.
2) понимается
самосознание человека
3) понимается взаимоотражение, содержанием которого является восроизводство субъектом состояния, внутреннего мира другого человека, при этом в этом отраженном внутреннем мире человека представлено собственное я (Вл. Лефевр - первый разработал систему рефлексии).
Взаимопонимание - понимание партнерами по общению (взаимодействию) друг друга.
Аттракция
- эмоциональная
Коммуникативная компетенция - (МЛ компет, СП. компет) - З, У, Н успешного взаимодействия с другими людьми на основе их адекватной оценки через социально-психологические характеристики.
Каузальная атрибуция (ввел Келли) - объяснения, интерпретация, приписывание причин и мотивов других людей. (Почему другой человек так сделал, сказал?) Эти механизмы проявляются при недостатке информации.
Психология социальной перцепции (Перцептивная сторона общения). Понятийный аппарат ПСП
Основные функции ПСП:
1). Социальная
перцепция является механизмом,
запускающим общение.
2). Восприятие
выступает одним из
Общение
как социальная перцепция. Социальная
перцепция – это социально-
Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия: 1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита информации; формирование позитивной или негативной пристрастности личности; 2) эффект «свежести» – завышенное значение последних во времени событий; 3) «эффект проецирования» – познающий субъект «вкладывает» свои состояния в другую личность, приписывая ей черты, которые в действительности у оцениваемой личности могут отсутствовать; 4) «эффект персонификации своих и чужих» – это благожелательная оценка персональных качеств партнера общения из своей группы и негативное восприятие партнера общения из чужой группы; и др.
Перцептивная сторона общения ориентирована на выделение: 1) физического облика человека: анатомические признаки, тип телесного сложения, пол, возраст, раса; 2) функциональных признаков: лицо, мимика, жестикуляция, телодвижения, походка, осанка, голос, речь; 3) культурологических признаков (социально-статусный облик): прическа, одежда, украшения, сумки, бижутерия и т.д. В целом социальная перцепция воспроизводит чувственно-эмоциональный образ человека. Сегодня данное направление тщательно разрабатывается имиджеологией – наукой о создании привлекательного образа личности (в частности руководителя, политика).
Каждый человек, считают имиджеологи, не только может, но и должен заботиться о собственной привлекательности для себя и других людей. Аттракция – это умение добиваться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; это способность позитивно расположить, настроить другого к себе. Не зря говорят: «Хорошее управление исключает наличие плохих взаимоотношений».
Важнейшей психической структурой реализации социальной перцепции в общении являются ее психологические механизмы: идентификация, рефлексия, стереотипизация.
1)
Идентификация –
Стереотипы
представляют собой инструмент «грубой
надстройки», позволяющий человеку
«экономить» психологические
Проблемы современного общения: высокий показатель деструктивного в общении людей (агрессия, критика, негатив …); дефицит высоких чувств (любовь, преданность, верность и др.); асинхронность потребности в общении (потребность в общении одного человека на данный момент не совпадает с потребностью и желанием общаться у другого человека); мода на виртуальное общение (компьютерное) и др.
Обобщая можно подвести следующий итог:
общение – это процесс межличностного взаимодействия, проявляющийся в коммуникации, интеракции и социальной перцепции;
общение – это высшая потребность человека в контактах с людьми, в принятии и проявлении себя;
общение
– это деятельность, которой необходимо
учиться, совершенствоваться, устремляясь
к вершинам коммуникативного искусства.
Литература: