Общение как обмен информацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

В работе рассказывается, что в процессе общения достигается нужная организация, единство и регуляция действий отдельных индивидов, интеллектуальная и эмоционально-чувственная взаимодействие между ними, которая способствует формированию общности настроений и взглядов, взаимопониманию и согласованности действий, сплоченности и солидарности, без которых невозможна никакая коллективная деятельность и которые составляют культурно-коммуникативную основу социальной жизни общества.

Работа содержит 1 файл

Общение как обмен информацией.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Анализируя личность как социально-психологический феномен, отмечалось, что ее взаимосвязь с социумом не является взаимосвязь связью двух изолированных систем: исследование личности всегда является исследованием общества и наоборот. Поэтому еще раз важно подчеркнуть рассмотрении личности в контексте социальных отношений, который представлен системой реальных отношений индивида и общества. Изучать их - значит отыскивать психологические закономерности и формы взаимодействия человека и социума, раскрывать механизмы «врастания» индивидуального в социальном, находить пути оптимизации социальных связей и индивидуальных форм общения.

Содержание и уровень отношений, в которые вступает человек, чрезвычайно разные: социальные, общественные, человеческие межличностные т.д.. Социальные отношения отражают взаимодействие между социальными группами и индивидами как представителями этих групп. Общественные - характеризуют взаимодействие человека через социальные сообщества с обществом. Они являются важным аспектом экономических, социальных, политических, культурных и других отношений.

Понятие «человеческие отношения» применяется для воспроизведения различных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с объектами внешнего мира (у В. Мясищева - это психологические отношения). Обычно они выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, религиозных, политических, эстетических, этнических отношений. А. Сухов, характеризуя содержание человеческих отношений, в частности индивида с различными сообществами, членом которых он является, отмечает, то отношения, во-первых, предполагают актуализацию знания в образ-но-понятийный форме о сообщество (группу) или личность у тех, кто вступает во взаимодействие, во-вторых, имеют тот или иной эмоциональный отклик индивидов, то взаимодействуют (сообществ), на группу или личность (это может быть положительная, отрицательная, нейтрально равнодушны противоречивая эмоциональная реакция), в-третьих, одновременно актуализируют определенное поведение с ними, отношения к ним. Названные особенности по-разному влияют на характер проявления человеческих отношений: одни из них могут базироваться на конструктивных началах, другие - деструктивно влиять на личность. В этой связи чрезвычайно важны для индивида есть контакты с субъективно значимыми для него людьми.

В контексте анализа понятия «человеческие отношения» можно выделить другую дефиницию - «личное отношение», которой определяется индивидуальная субъективная направленность человека на группу или иное лицо. Личное отношение к кому или чему охватывает конкретное реагирование на достоинства и недостатки партнера, его значимость для субъекта отношений и тому подобное. Индивидуальное реагирование проявляется посредством речи, голоса, мимики, пантомимики и др.. Формой выражения отношения могут также быть поступок или действие. Общаясь с другим человеком, необходимо проявлять незаурядную наблюдательность для того, чтоб адекватно воспринимать и понимать его отношение к себе.

Межличностные отношения характеризуются реальной непосредственной или опосредованной взаимодействием людей, которая имеет обратную связь. В этом смысле они, во-первых, приобретают характер социально-психологических за счет вмешательства в общественные отношения личного отношения как персонифицированной реакции партнеров друг на друга, а, во-вторых, имеют под собой эмоциональную основу, то есть возникают на почве определенных чувств людей в отношении друг к другу. Г. Андреева утверждает, что природу межличностных отношений можно правильно понять, если их не ставить рядом с общественными отношениями, а увидеть в них особую ряд отношений, которая возникает внутри каждого вида общественных отношений. Говорится, что оба ряда отношений представлены вместе. При этом наличие межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Поэтому недооценка второго ряда отношений (межличностных) тормозит глубинный анализ отношений первой ряда (общественных). Ведь в объективной ткани общественных отношений известны моменты, которые выходят из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь, по Г. Андреевой, и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Из такого понимания взаимосвязи общественных и межличностных отношений следует вывод о тс, что содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но их сущность остается скрытой. Следовательно, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в итоге. Они являются настоящей реальностью общественных связей: вне их нет ли где «чистых» общественных отношений.

Названные виды отношений полностью раскрываются и реализуются именно в общении, которое является интеграционной компонентой в жизнедеятельности человека и его взаимодействия с обществом, условием человеческого существования. Связь между общением и системой отношений человека является нераздельным: отношения, складывающиеся между участниками взаимодействия, формируются и проявляются в общении и влияют на многочисленные его характеристики; общения, в свою очередь, является реализацией всей системы отношений индивида; оно формирует личность и одновременно развивает ее в координатах социума.



Информация о работе Общение как обмен информацией