Общение как обмен информацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

В работе рассказывается, что в процессе общения достигается нужная организация, единство и регуляция действий отдельных индивидов, интеллектуальная и эмоционально-чувственная взаимодействие между ними, которая способствует формированию общности настроений и взглядов, взаимопониманию и согласованности действий, сплоченности и солидарности, без которых невозможна никакая коллективная деятельность и которые составляют культурно-коммуникативную основу социальной жизни общества.

Работа содержит 1 файл

Общение как обмен информацией.doc

— 61.50 Кб (Скачать)


Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Общение является явлением социальным, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др.. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций но-волевой и мотивационной сферы. Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью. В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда. В этой связи чрезвычайно важно знать о тех взаимоотношениях, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них в конечном итоге зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия.

Потребность человека в общении обусловлена ​​общественным способом его жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии: как психическом и физическом, так и социальном. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида. Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует, наверное, о генетической «запрограммированность» на общение с окружающими. И хотя незатейливая мимика и звуковые «ответа» рефлекторные и их еще нельзя назвать общением в полном смысле этого слова, они однако чрезвычайно важны в процессе установления отношений («сращивания») между родителями и ребенком. Исследования Д. Эльконина показали, что проявлением подлинной потребности младенца в общении со взрослыми является комплекс оживления, который возникает в момент появления родителей и во время их общения с ребенком. Когда ребенок оживленно двигает ручками и ножками, улыбается взрослому, поворачивает головку на голоса, которые звучат рядом, все это свидетельствует о появлении потребности в общении.

В течение первого года жизни дети все лучше знакомятся со взрослыми, которые их окружают, в них появляются положительное эмоциональное отношение к взрослым, чувство доверия к ним, удовлетворение от общения с ними, формируется привязанность к взрослым. Относительно доверия (недоверия), то, по Э. Эриксону, беззащитные малыши в первый год своей жизни оказываются в ситуации конфликта: доверие против недоверия к окружающему миру, успешное решение которой зависит от характера взаимоотношений ребенка и взрослых. Говорится, что когда ребенка любят, разговаривают с ней, она начинает доверять взрослым, если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении, она вырастает с чувством недоверия ко всему окружающему миру. Сказанное вовсе не означает, что родители должны удовлетворять любой каприз ребенка. Вместе с тем следует подчеркнуть, что факт недоверия, равно как и дефицит общения, тормозят психическое развитие ребенка, создают проблемы в процессе вхождения в социум. Это же можно сказать и об излишней опеке, чрезмерное общение, которые также вызывают затруднения. Относительно чувства привязанности к взрослым, которое является важным событием в жизни ребенка первого года житгя, то оно особенно становится заметным после полугодие жизни.

Анализируя фазы привязанности (К. Флейк-Хобсон и др.)., можно проследить, как у малышей в процессе общения со взрослыми постепенно формируются эмоционально-психологические связи с любящими их людьми. Первая фаза (от рождения до трех месяцев) характеризуется тем, что ребенок ищет близости и готова общаться с любым знакомым или незнакомым человеком. Для достижения потребности в общении малыш использует свои специфические сигналы: улыбку, звуки голоса, движения и тому подобное. На второй фазе (третий-шос-тый месяца) дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Общение с взрослым на этой фазе начинает приобретать избирательный характер. На третьей фазе (седьмой-восьмой месяцы) избирательность характера общения закрепляется, формируется представление о постоянстве людей и предметов. М. Лисина обозначила следующие стадии развития потребности ребенка в общении: потребность во внимании и доброжелательности взрослого, результатом удовлетворения которой является обеспечение физического комфорта и развития ребенка (первое полугодие жизни); потребность в сотрудничестве со взрослым, которая обеспечивает удовлетворение в ведущей игре-манипуляции ( со второго полугодия до двух - двух с половиной лет); удовлетворения потребности в уважении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст); потребность в понимании людей, окружающих ребенка, и сопереживании им (старший дошкольный возраст). Наконец можно утверждать, что процесс вхождения ребенка в социум, усвоение его норм и ценностей охватывает потребность в общении, приобретения, расширения, совершенствования, обогащения и закрепления межличностных и социальных связей.

Общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает множество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в разных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются. Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, сужен характер, ведь свести в одно короткое формулировка всю совокупность смысловых и содержательных аспектов социальных связей и межличностных отношений невозможно. Учитывая сказанное, остановимся на таком определении этого понятия. Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которая осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы. Это широкое понимание общения, а узкий его контекст - межличностное общение - указывает на процесс предметной и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения (взаимовлияние, сприйнятгя друг друга и т.д.) и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида. В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в которой каждый из участников реализует определенные цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.). И одновременно познает друг друга, меняя себя и собеседника.

Уже неоспоримым является утверждение о том, что качество социальной жизни человека во многом зависит от характера его общения с другими людьми. Получение удовольствия от общения сказывается на психологическом благополучии участников коммуникативного процесса, одновременно постоянное недовольство социальными контактами и межличностными отношениями, одиночество приводят к плохому настроению, депрессии, снижение активности, а в итоге - к ухудшению здоровья и невыполнения намеченных целей. Поэтому можно констатировать, что эффективное, качественное общение равно продуктивным социальным и межличностным отношениям, а некачественное общение образует трудности в процессе выхаживания в социум.

Каждому человеку в той или иной степени присуща потребность в общении, налаживании социальных контактов. С одной стороны, это потребность в новых впечатлениях, чувствах, знаниях, а с другой - желание поделиться с партнером своими переживаниями и мыслями. То есть, как уже отмечалось, общение является процессом информационного обмена, потребность в котором для человека не менее важна, чем, скажем, потребность в обмене вещей. Однако от любого другого обмена, например обмена вещами или предметами, информационный обмен отличается тем, что вследствие него происходит обогащение определенным опытом каждого собеседника, который участвует в общении. В связи с этим вспоминается известный пример о наличии у двух людей по яблоку. После обмена этими яблоками в них и в дальнейшем останется по одному яблоку. Зато, если и в одной, и в второго человека есть по одной идее, то после обмена у них станет по две идеи. То есть во время общения происходит не только обмен, но и приумножения знаний, преобразования достижений каждого участника общения на их совместные достижения. Поэтому именно через общение происходит обучение и воспитание человека, усвоения им различных форм социального опыта, норм и правил поведения, традиций и обычаев. Вместе с тем именно в общении проявляют себя и раскрываются различные черты и свойства личности, ее внутренний мир, который становится доступным другим.

В процессе развития индивида потребность в общении приобретает социально-избирательный характер. Несмотря на то, что иногда и случаются такие люди, которым все равно с кем, чтобы «поговорить», однако большей частью каждое лицо имеет определенный круг знакомых или друзей, с которыми нам не хочется, общается. И только близким друзьям и в соответствующем социально-психологическом пространстве мы раскрываем свои тайны, делимся с ними своими сокровенными мыслями и мечтами. Именно в процессе такого товарищеского общения очень важно уметь сопереживать с другим человеком, поставить себя на ее место, дать ей совет, проникнуться ее болями и тревогами, проблемами и радостями.

Универсальный характер общения проявляется и в погребе индивида «исповедоваться», поделиться тем, что его больше всего волнует или что не дает ему спокойно жить. J как же бывает больно, когда позднее тот или та, с кем он поделился «святейшим», пересказывает эти тайны другим, делает их предметом обсуждения, от сочувствия может быстро перерасти в критику или даже насмешки. Поэтому, например, для священнослужителей, медиков, практических психологов считается обязательным сохранение тайны исповеди, болезни, психологической проблемы. Но и кодекс чести каждого порядочного человека не позволяет ему разглашать тайны своих коллег или партнеров, поскольку это, особенно в отношениях между друзьями, расценивается как предательство.

Потребность в общении всегда переплетается с потребностью в уединении (в данном контексте - общении с самим собой). Правда, у одних людей она имеет ярко выраженный характер, а в других - едва заметный. Причины этого кроются как в самой личности, так и в социальной среде. Не секрет, что мы часто бываем более одиноки и менее производительными среди людей, чем в тиши собственного кабинета и своих мыслей. Рост частоты социальных контактов и межличностных отношений, их напряженность все острее актуализируют желание индивида обособиться, сохранить свою независимость, определенную дистанцию ​​от посторонних. Это можно объяснить следующим образом, каким бы хорошим было социальную среду, как бы удачно складывались социальные и межличностные отношения, они рано или поздно начинают утомлять и отвлекать от «серьезных» (с точки зрения человека) раздумий и дел. И если эти «серьезные» размышления и дела совпадают с проблемами и перспективами развития общества, то уединение, общение с одиночеством приобретает социальное значение и действенно-творческого характера. Другими словами, такое одиночество только на пользу обществу и человеку, ведь они оба получают удовольствие: общество - от получения полезного дела, а человек - от возможности отдохнуть от многочисленных контактов, пообщаться с самим собой и сделать что-то важное для себя и других. В данном случае речь идет о таком общения с самим собой, которое часто бывает полноценной и важнее, чем краткосрочные, поверхностные или чисто формальные контакты со многими малознакомыми людьми, от которых человек очень быстро устает.

Утомляемость наступает от чрезмерной лишней информации, которая может быть индивиду никакого интереса; от того, что в процессе таких контактов ему приходится постоянно следить за собой, сдерживать свои чувства, «фаты» определенную роль. Одновременно он чувствует потребность расслабиться, разобраться в самом себе, навести определенный порядок в своей душе. И если рядом с ним нет настоящего друга, с которым можно было бы обсудить все свои проблемы - индивид начинает общаться с самим собой, определенным образом словно раздваивается собственное «Я». В одних случаях он все делает мысленно, ведя сам с собой или со своим воображаемым партнером внутренний диалог. В других - записывает свои мысли или чувства, ведет, к примеру, дневник или пишет книгу. Позже это дает ему возможность посмотреть на свой внутренний мир со стороны, воспринять его в объективной форме. Именно такое умение общаться с самим собой, вести внутренние размышления-диалоги, «разговаривать» или «советоваться» с собственной совестью чрезвычайно важен не только для принятия каких взвешенных решений, подготовки необходимых документов, изданий или избежания ошибок, но и для духовного и профессионального развития человека, сохранения его внутренней гармонии. Если же общение с самостью переходит в ранг погружения в самого себя, обвинение других или само обвинения, то такая потребность в общении с самим собой имеет негативный оттенок и может привести к агрессии, психического срыва или даже болезни. Подытоживая сказанное, можно, опираясь на слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который считал «роскошь человеческого общения» одним из самых высоких человеческих благ, утверждать, что универсальность феномена общения, его сквозной характер проявляются в многочисленных взаимосвязях людей, в обмене информацией , опытом, умениями и навыками, результатами труда и тому подобное. Кроме того, общение является одним из проявлений человеческой сущности, личностной формой функционирования общественных отношений. Оно отражает объективную потребность людей жить в социуме, объединяться и сотрудничать друг с другом. Вместе никакая совместная деятельность не может происходить без координации человеческих действий, согласования целей, обмена мнениями, формирования внутреннего мира человека, его сознания, чувств, знаний, что возможно только благодаря общению. Итак, общение является неотъемлемой составляющей человеческого существования, важной предпосылкой формирования человека как социального существа, способного к сосуществованию с подобными себе, а также необходимым условием развития общества. Постановка вопроса именно таким образом показывает, что в процессе общения достигается нужная организация, единство и регуляция действий отдельных индивидов, интеллектуальная и эмоционально-чувственная взаимодействие между ними, которая способствует формированию общности настроений и взглядов, взаимопониманию и согласованности действий, сплоченности и солидарности, без которых невозможна никакая коллективная деятельность и которые составляют культурно-коммуникативную основу социальной жизни общества.

Информация о работе Общение как обмен информацией