Общение как контакт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Цель: раскрыть основные теоретические аспекты общения.
Объект: общение в социальной психологии.
Предмет: общение как контакт.
Задачи:
Раскрыть понятие общения;
Выявить структуру, содержание и формы общения;
Изучить типы, виды и функции общения.

Содержание

Введение
Понятие общения в социальной психологии
Структура, содержание и формы феномена общения
Типы, виды и функции общения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

Общение как контакт

Реферат по психологии развития

 

 

 

 

Исполнитель:

Кузнецова Дарья ?????

студентка ???7 группы ???????

 

Проверил:

Скоробогатова Юлия Валерьевна,

к.п.н., доцент кафедры ВПиП

(исправь, дорогая сама препода)

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2013 
Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие общения в социальной психологии 
  3. Структура, содержание и формы феномена общения 
  4. Типы, виды и функции общения 
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

Введение.

Актуальность.

Все мы с вами живем в XXI веке, веке информационных технологий и связи. Практически каждый человек имеет в своем кармане сотовый телефон, а на столе ноутбук. Мы уже привыкли к этому и считаем это нормой, уровнем жизни. Многое заменено автоматами, машинами и роботами. Однако, остаются вещи, неподлежащие замене. Одно из таких явлений – общение. Конечно, общение, которое существовало еще десять лет назад, сильно отличается от того, какое оно сейчас. Сегодня все чаще увидишь людей, разговаривающих по телефону или «сидящих» в социальных сетях. Во многом это удобнее. Так, можно пообщаться со всеми сразу, и одновременно, успеть сделать что-то по своим делам. Можно, например, не тратить время на встречи, а поболтать в Skype. Но, как бы наше общение не эволюционировало, оно все равно остается жизненно важным и необходимым для каждого из нас. Почему каждый день так или иначе нам приходится получать и отдавать информацию, почему общение по-разному влияет на людей, и как с помощью данного контакта мы можем управлять или быть управляемыми. Для того, что бы понять это, необходимо разобраться в многообразии понятий, видов и функций данного психологического явления. Именно поэтому я считаю тему своего реферата актуальной.

Цель: раскрыть основные теоретические аспекты общения.

Объект: общение в социальной психологии.

Предмет: общение как контакт.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие общения;
    2. Выявить структуру, содержание и формы общения;

Изучить типы, виды и функции  общения.

 

  

  1. Понятие общения в социальной психологии 

Проблемы общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов, психологов, специалистов по социальной психологии. 
Понятий «общения» существует множество.

Общение — это  социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Слово «общение» происходит от латинского communis, означающего «общество, община, общий». Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности [2,С.103-104]. 

Общение — это  процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: воспитание и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие [9,С.254]. 

Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах [5, С. 46]. 

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект, как личность. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв.  
В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д., М.В. Гамезо говорил, что общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных [6,С.97]. 

По мнению А.Н.Леонтьева «содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности». [7,С.147]. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводу нее [7,С.147]. А.Н. Леонтьев настаивает [7,С. 289], что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты: 

    1. Деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; 
    2. Общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения; 
    3. Общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации. 

Однако все подходы  признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников. 

Все сказанное позволяет сделать вывод, что под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством языковых средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности [5,С.264]. 

2. Структура, содержание и формы феномена общения 

Учитывая сложность  общения, необходимо обозначить его структуру. Под структурой общения понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе [1,С.154]. 

Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие составляющие этого процесса: 

1. возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения); 

2. вход субъекта в коммуникативную ситуацию; 

3. ориентировка в ситуации общения и личности собеседника; 

4. пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению); 

5. фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями; 

6. восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи; 

9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта. 

По мнению А.А. Бодалева, общение может быть рассмотрено  также и с точки зрения выделения  ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон [3,С.113-126]. 

Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт.

Основными потребностями  общения выступают: потребность  в решении предметных задач деятельности: стремление к принятию, страх отвержения, демонстрация “Я”, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании и т.д. Рассмотрим некоторые основные потребности общения. 

Так, потребность в  безопасности, снятии напряжения, тревоги  проявляется в том, что один человек  вступает в контакт с другим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. 

Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. [2,С.102].  Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством.

Цель общения –  конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные  действия, совершаемые человеком  в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое [1,С.239].

Средства общения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства. 

По мнению А.А. Бодалева [4,C.143], к средствам общения относятся: 

  • Речь – форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке.
  • Системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, эмоциональная выразительность, которые способны придавать разный смысл одной и той же фразе. 
  • Оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, поза, визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

Таким образом, общение  имеет свою структуру, содержание и  формы.

3. Типы, виды и функции общения 

Анализ психологической  литературы показал, что по своим  формам и видам общение чрезвычайно  разнообразно. Так, по средствам общение  может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным [8]. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. 

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут  выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами  на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях). 

По содержанию оно  может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). 

По длительности общение  может быть кратковременное и  длительное. По степени завершенности  – законченное и прерванное (незаконченное). 

Общение полифункционально, то есть по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей. 

С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения:

  • Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и усвоения общественного опыта [9,С.132]. 
  • Инструментальная функция заключается в обслуживании различных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности [9,С.132]. 
  • Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека средством развития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей [8].

Информация о работе Общение как контакт