Общение как коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Вся система отношения человека к другим людям реализуется в общении. Понятие "общения" является одним из центральных в системе психологического знания: Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 35.93 Кб (Скачать)
 

                                                   Общение как коммуникация

Вся система отношения  человека к другим людям реализуется  в общении. Понятие "общения" является одним из центральных в системе  психологического знания: Социальная функция общения заключается  в том, что оно выступает средством  передачи общественного опыта. Его  специфика определяется тем, что  в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для  другой, происходит взаимный обмен  деятельностью, интересами, чувствами  и др. В общении человек формируется  и самоопределяется, обнаруживая  свои индивидуальные особенности. Результат  общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря  общению осуществляется интеграция людей, производятся нормы поведения, взаимодействия. Связь людей в  процессе общения является условием существования группы как целостной  системы. Общение координирует общие  действия людей и удовлетворяет  потребность в психологическом  контакте. Потребность в общении  является одной из первичных потребностей ребенка. Она развивается от простых  форм (потребность в эмоциональном  контакте) к более сложным (сотрудничество, интимно личное общение). В процессе индивидуального развития изменяются мотивы общения. М.И. Лисина очертила такие  стадии развития потребности ребенка  в общении: потребность во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни), в сотрудничестве (ранний дошкольный возраст), в заинтересованности взрослого запросами ребенка (младший  и средний дошкольный возраст), во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст). Основные мотивы в общении детей дошкольного  возраста - познавательные, деловые  и личностные.

                                                             Общение и деятельность

Общение тесно связано  с деятельностью. Любая форма  общения выступает как форма  совместной деятельности, люди всегда общаются в процессе определенной деятельности. Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей  образует совместную деятельность. В  совместной деятельности формируются  не только субект-субектные (человек - предмет деятельности), но и субект-субектные  отношения (человек - человек). Сущность общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.

Общение может рассматриваться  как сторона, условие деятельности или как отдельный вид деятельности. Но связь общения и деятельности заключается именно в том, что  благодаря общению деятельность организуется. Перестройка плана  совместной деятельности требует от каждого человека понимания цели деятельности, средств реализации, деления функций для ее достижения. Специфика общения в процессе деятельности заключается в создании возможности организации и координации  деятельности ее отдельных участников. В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связки и отношения между  людьми.

                                                                Функции общения

В характеристике общения  важными являются его функции. Б. Ломов выделяет три группы таких  функций - информационно коммуникативную, регуляторно-коммуникативную и аффектно коммуникативную.

Информационно коммуникативная  функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции имеет несколько  уровней. На первом осуществляется выравнивание разногласий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт. Второй уровень - передача информации и принятие решений. На этом уровне общение реализует целые информирования, учебы и др. Третий уровень связан со стремлением человека понять других. Общение здесь направлено на формирование оценок достигнутых результатов (согласование - несогласование, сравнение взглядов и тому подобное).

Регуляторно-коммуникативная  функция заключается в регуляции  поведения. Благодаря общению человек  осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия. Происходит процесс взаимного налаживания  действий. Здесь оказываются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость людей, их сработанность, осуществляются взаимная стимуляция и коррекция поведения. Регуляційно-коммуникативную функцию  выполняют такие феномены, как  имитация, внушение и др.

Аффектно коммуникативная  функция Характеризует эмоциональную  сферу человека. Общение влияет на эмоциональные состояния человека. В эмоциональной сфере оказывается  отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

Одной из особенностей общения есть формирование межличностных  отношений.

Исходя из названных  выше функций, Г. Андреєва выделяет три  стороны общения: коммуникативную (обмен  информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (понимание человека человеком).

Коммуникативная сторона  общения тесно связана с обменом  информацией, однако не может быть исчерпывающе раскрыта с точки зрения информационной теории. Общение - это не только прием  и передача информации, но и отношения  по крайней мере два лиц, где каждая является активным субъектом взаимодействия. Кроме обмена информацией, происходит ориентация на другое, то есть анализируются  мотивы, цели, установки объекта  информации (другого субъекта). В  акте межличностной коммуникации важную роль играют значимость информации, стремления воспринять ее общее содержание.

Еще одна особенность  коммуникативного процесса заключается  в том, что благодаря знаковой системе партнеры по общению влияют друг на друга. При этом эффективность  коммуникации зависит от меры этого  влияния, то есть идет речь об изменении  типа отношений, которые сложились  между комуникаторами.

Такое влияние упускается виду при информационном подходе.

Коммуникативное влияние  происходит при условии принятия единственной системы значений всеми  участниками акта коммуникации. Лишь при этом условии возможно достижение партнерами взаимопонимания. Если нет  такого общего понимания, могут возникать  преграды в процессе общения, так  называемые коммуникативные барьеры. Последние появляются в результате действия психологических факторов - разных диспозиций, установок, ценностных ориентаций людей, их индивидуально  психологических особенностей и  тому подобное. 
 

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:

- каковы средства  коммуникации и как правильно  ими пользоваться в процессе  общения; 

- как преодолеть  коммуникативные барьеры непонимания  и сделать коммуникацию успешной.

Все средства общения  делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.

На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А. Пиз в своей  книге "Язык

телодвижений" приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов)

на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации  звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%.

К таким же выводам  пришел и профессор Бердвиссл, который  установил, что словесное общение  в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации

передается с помощью  невербальных средств. Между вербальными  и невербальными средствами общения  существует своеобразное разделение функций: по

словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному — отношение к  партнеру по общению.

Невербальное поведение  человека неразрывно связано с его  психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения 

невербальное поведение  выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых  для непосредственного наблюдения

индивидуально-психологических  и социально-психологических характеристик  личности. На основе невербального  поведения раскрывается внутренний мир 

личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать 

свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

В социально-психологических  исследованиях разработаны различные  классификации невербальных средств  общения, к которым относят все  движения тела,

интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

                                        Основные невербальные средства общения.

Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие 

выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в Мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особая роль в  передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которую  недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру,

показали, что при  неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10—15% информации.

Главной характеристикой  мимики является ее целостность и  динамичность. Это означает, что  в мимическом выражении шести  основных эмоциональных 

состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических

кодов эмоциональных  состояний, разработанной В.А. Лабунской.

Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в  которой они выросли, с достаточной  точностью и 

согласованностью  интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих  эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией 

всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись  рисунки лиц, где 

варьировались только положение бровей и губ. Согласованность  оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти  стопроцентным.

Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и  страха.

С мимикой очень  тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно  важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к 

обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.

Американскими психологами  Р. Экслайном и Л. Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом  формирования высказывания и трудностью этого 

процесса. Когда человек  только формирует мысль, он чаще всего  смотрит в сторону ("в пространство"), когда мысль полностью готова, — на собеседника.

Если речь идет о  сложных вещах, на собеседника смотрят  меньше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в  данный момент говорит,

меньше смотрим  на партнера — только чтобы проверить  его реакцию и заинтересованность.

Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт  свидетельствует о расположенности  к общению. Можно сказать, что  если на нас смотрят мало, то мы имеем  все основания полагать, что 

к нам или к  тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком  много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии  человека, поскольку расширение и  сужение зрачков не поддается  сознательному контролю.

При постоянном освещении  зрачки могут расширяться или  сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован  чем-то или 

находится в приподнятом  настроении, его зрачки расширяются  в четыре раза против нормального  состояния. Наоборот, сердитое, мрачное  настроение

заставляет зрачки сужаться.

Таким образом, не только экспрессия лицевая несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях  гораздо менее 

информативно, чем  его тело, поскольку мимические выражения  лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных

обстоятельствах, когда  человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а 

Информация о работе Общение как коммуникация