Общенаучные исследовательские методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:08, контрольная работа

Описание работы

Понятие «метод» (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Содержание

Введение ......................................................................................................................3
Классификация методов научного познания ……………………………….5
Наблюдение ………...………………………………………………………...7
Измерение ……………………………….………………………………..…10
Понятие экспериментального метода исследования и его виды ...………13
Заключение …………………………………………………………………………21
Список использованных источников ……………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Контрольная Исслед. методы.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По  результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.

     Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной. Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой.

     Лабораторный  эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, специальных моделирующих  установок стендов, оборудования и т.д. Чаще всего в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его образец. Это эксперимент позволяет доброкачественно, с требуемой повторностью изучить влияние одних характеристик при варьировании других, получить хорошую научную информацию с минимальными затратами времени и ресурсов. Однако такой эксперимент не всегда полностью моделирует реальный ход изучаемого процесса, поэтому возникает потребность в проведении натурного эксперимента.

     Натурный эксперимент проводится в естественных условиях и на реальных объектах. Этот вид эксперимента часто используется в процессе натурных испытаний изготовленных систем. В зависимости от места проведения  испытаний натурные эксперименты подразделяются на производственные, полевые, полигонные, полунатурные и т.п. [4, с. 113].

     Эксперименты  могут быть открытыми и закрытыми, они широко распространены в психологии, социологии, педагогике. В открытом эксперименте - его задачи открыто объясняются испытуемым, в закрытом - в целях получения объективных данных эти задачи скрываются от испытуемого.

     Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, выполняющих простейшие функции. В сложном эксперименте изучаются явления и объекты с разветвленной структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции.

     Высокая степень связности элементов приводит к тому, что изменение состояния какого-либо элемента или связи влечет за собой изменение состояния многих других элементов системы.

     Информационный  эксперимент используется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования (чаще всего используется в биологии, психологии, социологии, кибернетике и т.п.). С помощью этого эксперимента изучается изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации.

     Вещественный  эксперимент предполагает изучение влияния различных факторов на состояние объекта исследования. Например, влияние различных добавок на качество стали и т.п. Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии (электромагнитной, механической, тепловой и т.д.) на объект исследования. Этот тип эксперимента широко распространен в естественных науках.

     Обычный (классический) эксперимент включает экспериментатора как познающего субъекта; объект или предмет экспериментального исследования и средства (инструменты, приборы, экспериментальные установки), при помощи которых осуществляется эксперимент. В обычном эксперименте экспериментальные средства непосредственно воздействуют с объектом исследования. Они являются посредниками между экспериментатором и объектом исследования.

     Модельный эксперимент в отличие от обычного имеет дело с моделью исследуемого объекта. Модель входит в состав экспериментальной установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия, в которых изучается некоторый объект. Модельный эксперимент при расширении возможностей экспериментального исследования одновременно имеет и ряд недостатков, связанных с тем, что различие между моделью и реальным объектом может стать источником ошибок.

     Различие  между орудиями эксперимента при  моделировании позволяет выделить мысленный и материальный эксперимент. Орудиями мысленного (умственного) эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов и явлений. Для обозначения мысленного эксперимента иногда пользуются терминами: идеализированный или воображаемый эксперимент.

     Материальный  эксперимент имеет аналогичную  структуру. Однако в эксперименте используются материальные, а не идеальные объекты  исследования. Основное отличие материального эксперимента от мысленного в том, что реальный эксперимент представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром. Сходство мысленного с реальным в значительной мере определяется тем, что всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала проводится человеком мысленно в процессе обдумывания и планирования. Поэтому мысленный эксперимент нередко вступает в роли идеального плана реального эксперимента, в известном смысле предваряя его.

     Пассивный эксперимент предусматривает измерение только выбранных показателей (параметров, переменных) в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование. Примерами пассивного эксперимента является наблюдение: за интенсивностью, составом, скоростями движения транспортных потоков; за числом заболеваний; за работоспособностью определенной группы лиц; за показателями, изменяющимися с возрастом и т.п. пассивный эксперимент, по существу, является наблюдением, которое сопровождается инструментальным измерением выбранных показателей состояния объекта исследования.           

     Активный  эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и контролирует вход и выход исследуемой системы. Однофакторный эксперимент предполагает: выделение нужных факторов; стабилизацию мешающих факторов; поочередное варьирование интересующих исследователя факторов. Стратегия многофакторного эксперимента состоит в том, что варьируются все переменные сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов, проведенных в данной серии экспериментов [8, с. 156].

     Технологический эксперимент направлен на изучение элементов технологического процесса (продукции, оборудования, деятельности работников и т.п.) или процесса в целом. Социометрический эксперимент используется для измерения существующих межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего измерения.

     Приведенная классификация экспериментальных  исследований не может быть признана полной, поскольку с расширением  научного знания расширяется и область применения экспериментального метода. Кроме того, в зависимости от задач эксперимента различные его типы могут объединяться, образуя комплексный или комбинированный эксперимент.

     Теоретически  возможен и четвертый вид эмпирического исследования: непосредственный и «активный», при котором исследователь без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объектом, активно меняя его состояние. Такой метод возможен, наверное, только в психологии, и называется он беседой, а шире — коммуникативным методом.

     Таким образом, получаем простейшую классификацию  эмпирических методов исследования, представленную в таблице (табл. 1).

                                                                  Таблица 1

Методы  исследования Активный Пассивный
Опосредованный Эксперимент Измерение
Непосредственный Беседа Наблюдение
 

     Подводя промежуточный итог, отметим, что  наблюдение является непосредственным, «пассивным» методом исследования. Измерение – «пассивный», но опосредованный метод. Эксперимент – «активный», но также опосредованный метод изучения реальности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проанализировав литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой.

     К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, измерение и эксперимент.

     Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире.

     Ограниченность  метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: измерение и эксперимент.

     Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Различают три вида измерения: фундаментальное, производное и измерение «по определению».

     Эксперимент – более сложный метод эмпирического  познания по сравнению с наблюдением и измерением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей.

     Эксперимент различается по: способу формирования условий, целям исследования, организации проведения, структуре изучаемых объектов и явлений, характеру внешних воздействий на объект исследования, характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования, типу моделей, исследуемых в эксперименте, контролируемым величинам, числу варьируемых факторов, характеру изучаемых объектов или явлений и т.п.

     Таким образом, наблюдение условно можно отнести к «пассивным» методам исследования. Наблюдая поведение людей или измеряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предоставляет природа «здесь-и-теперь». Мы не можем повторно провести наблюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь «внешние» свойства; зачастую, чтобы выявить «скрытые» свойства, необходимо «спровоцировать» изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия, поэтому измерение – «пассивный», но опосредованный метод.

     В отличие от наблюдения и измерения, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и тем самым  выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий. Эксперимент – «активный», но также опосредованный метод изучения реальности.

     Для решения конкретных задач научного исследования применяется различные методы. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы разрешить поставленные проблемы. Они обычно специфичны на каждом из этапов исследования.

     Также необходимо отметить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания. 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Галко, И.К.  Экономическая социология / И.К. Галко, Е.З. Ломоносов. –Мн.: Бел. Наука, 2001. – 717 с.
  2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие /          В.Н. Дружинин. – М.: ИНФРА, 1997. – 256 с.
  3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
  4. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: пособие / Ф.И. Иващенко. – Мн.: «ФУАинформ», 2003. – 138 с.
  5. Капица, П.Л. Эксперимент, теория, практика / П.Л. Капица. – М.: Наука, 2003. – 352 с.
  6. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент /                   Т.В. Корнилова. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во ЧеРо, 2001. – 256 с.
  7. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
  8. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации   по проведению / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.
  9. Лекции по методике конкретных социальных исследований / под ред.    Э.Г. Храстецкого. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 254 с.
  10. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / под ред. А. А. Крылова. –  Л.: ЛГУ, 1990. – 420 с.
  11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 712 с.

Информация о работе Общенаучные исследовательские методы