Общенаучные исследовательские методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:08, контрольная работа

Описание работы

Понятие «метод» (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Содержание

Введение ......................................................................................................................3
Классификация методов научного познания ……………………………….5
Наблюдение ………...………………………………………………………...7
Измерение ……………………………….………………………………..…10
Понятие экспериментального метода исследования и его виды ...………13
Заключение …………………………………………………………………………21
Список использованных источников ……………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Контрольная Исслед. методы.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение  ......................................................................................................................3

  1. Классификация методов научного познания ……………………………….5
  2. Наблюдение ………...………………………………………………………...7
  3. Измерение ……………………………….………………………………..…10
  4. Понятие экспериментального метода исследования и его виды ...………13

Заключение …………………………………………………………………………21

Список  использованных источников ……………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Понятие «метод» (от греч. «методос»  путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

     Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

     Учение  о методе начало развиваться еще  в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ того же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

     Существует  целая область знания, которая  специально занимается изучением методов  и которую принято именовать  методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо  происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» метод и «логос» учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

     Методы  научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

     Всеобщих  методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

     Вторую  группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

     Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные  методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

  1. Классификация методов научного познания
 

     Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения  человека, их формирования применяется  множество исследовательских методов. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы разрешить поставленные проблемы. Они обычно специфичны на каждом из этапов исследования.

     Метод способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект [3, с. 41].

     Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выделить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.

     Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные  методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях [4].

     Эмпирический  уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

     Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени  познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

     Выделяя в научном исследовании указанные  два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

     В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы.

     К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного  явления. Такие методы именуются  частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования [3].

     При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут  присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.

     Частнонаучные методы связаны и со всеобщим диалектическим методом, который как бы преломляется через них. Например, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественно-исторического закона эволюции животных и растительных видов [1, с. 112].

     К сказанному остается добавить, что  любой метод сам по себе еще  не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.

     К общенаучным эмпирическим методам относятся: 1) наблюдение; 2) измерение; 3) эксперимент. Рассмотрим их особенности, возможности, которые они предоставляют исследователю, и недостатки. 
 

     2. Наблюдение 

     Наблюдение  есть чувственное отражение предметов  и явлений внешнего мира. Это – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

     Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется  рядом особенностей:

  • целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);
  • планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);
  • активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения) [11,          с. 373].

     Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием  объекта познания. Последнее необходимо для фиксирования тех свойств, сторон изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

     В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблюдения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении животных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последователи этого подхода считают его единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю.

     Идиографическому  подходу противостоит номотетический подход — исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов [9].

     Наблюдение  является методом, на основе которого можно реализовать или номотетический, или идиографический подход к познанию реальности.

     Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта [10, с. 107].

     Наблюдение  может проводиться непосредственно  или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от «нормальных». Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия.

     Эксперимент позволяет выявить причинные  зависимости и ответить на вопрос: «Что вызвало изменение в поведении?»  Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса [4; 10].

     Главными  особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

     В естественных науках наблюдатель, как  правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.

     Из  всего вышесказанного следует, что  наблюдение является весьма важным методом  эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.

Информация о работе Общенаучные исследовательские методы