Общее представление о развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:00, лекция

Описание работы

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Работа содержит 1 файл

org3.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

 

Рассмотрим процесс вхождения  в роль, ее освоения и выполнения. Прежде всего заметим, что о позициях, или ролях, мечтают. Известно, что дошкольник может мечтать стать школьником, солдат (по известному изречению) - генералом, спортсмен - чемпионом.

 

Подобные переживания отражают очень важный психологический момент - стремление предстать перед другими в новом виде, соответствующем новой роли.

 

На более продвинутой фазе человек  нередко срастается с ролью, она  становится частью его личности, частью его “Я”. Это можно наблюдать  в случаях неожиданных выходов  или принудительных выводов из привычной роли. Увольнение с работы, дисквалификация спортсмена, срывание погон с офицера - все подобные случаи обычно переживаются как утрата части своей личности. Близки к ним ситуации временного “обезроливания” человека, например, в условиях стихийного бедствия, перед лицом тяжелой болезни и т.п.

 

Подобные ситуации, где происходит социальное уравнивание, а иногда даже социальная инверсия, интересны с  той точки зрения, что они проявляют  степень жесткости связи личности со своей ролью. Некоторые лица обнаруживают в этом отношении большую гибкость - они быстро находят себя в новых позициях; другие же более ригидны, блекнут, лишенные привычной социальной почвы, или же оказываются не в силах отказаться от прежних замашек и претензий, часто малоуместных.

 

Рассматривая факты, составляющие то, что можно было бы назвать в целом феноменологией социальных ролей, можно прийти к заключению, что освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.

 

В ходе освоения и выполнения ролей, во-первых, появляются новые мотивы, во-вторых, происходит их соподчинение, в-третьих, видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

 

Все рассмотренные стихийные механизмы  формирования личности могут принимать  и осознанные формы, однако осознание не является необходимым для их работы, больше того, оно часто и невозможно. Все эти механизмы действуют, как правило, совместно, тесно переплетаясь и усиливая друг друга, и только умственное абстрагирование позволяет рассмотреть каждый из них в отдельности.

 

Обратимся к самосознанию, появление  которого означает “второе рождение”  личности.

 

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение  к себе. Такие образ и отношение  неразрывно связаны со стремлением  изменить, усовершенствовать себя. Пожалуй, одна из высших форм работы самосознания заключается в попытках найти смысл собственной деятельности; нередко эти попытки вырастают в поиск смысла жизни.

 

Таким образом, главные функции  самосознания - познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

 

Познание себя - одна из самых сложных  и в то же время субъективно  очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить  свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т.е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача “познать себя” и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней - очередной шаг в его развитии.

 

Познание себя начинается в очень  раннем детстве, но там оно имеет  совершенно особые формы и содержание.

 

Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает, что относится к его телу, а что - к миру. Позднее ребенок начинает осознавать себя уже в другом смысле - в качестве члена социальной микрогруппы. И здесь на первых порах наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, а других - от себя. Это выражается в известном детском эгоцентризме. В сознании ребенка он как бы центр социального микромира, а другие люди существуют для того, чтобы его кормить, поить, с ним играть, его воспитывать.

 

Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание “духовного Я”,  т.е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем.

 

В жизни подростка этот процесс  начинается с вопросов: “Каков я?”, “Что во мне не так?”, “Каким я должен быть?”

 

Именно в этом возрасте начинает формироваться “идеальное Я”, т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

 

Выработка такого идеала, а также  соотнесение с ним целей, поступков, линии жизни и представляют вторую из названных выше важнейших функций  самосознания. А.Н.Леонтьев образно описывает ее как движение сознания по вертикали, имея в виду пространство собственных мотивов личности. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по поводу себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя.

 

Самосознанию, особенно нравственному самосознанию, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешними условиями, так и собственными мотивами личности.

 

За борьбой  между “социальным” и “духовным” уровнями личности, как правило, стоит противоречивость и разноуровневость социальных “норм”. Конструктивная переработка этих противоречий возможна только при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества человека.

 

Перейдем  к последней функции самосознания - осмыслению собственной жизни. Это  активность особого рода: она направлена не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь речь здесь идет о  смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни.

 

Факты показывают, что этот вопрос встает не перед  каждой личностью и не с равной силой. Редко он появляется в молодые  годы. Если молодой человек и ставит перед собой такие вопросы, то звучат они немного иначе: не “Для чего я живу?”, а “Для чего (или как) я хочу жить?” Молодой человек, по выражению Л.Н.Толстого, еще “пьян жизнью”, у него еще много стихийно возникающих и стихийно действующих мотивов.

 

Обычно  нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Часто случается, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности, т.е. неизбежной смерти.

 

Можно совершенно определенно сказать, что поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. Еще раз повторим, что на языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности.

 

Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

 

 

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т.п.

 

 

Большие группы могут быть условными, выделяемыми  и объединяемыми на основе некоторых  признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).

 

 

Малые группы - это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

 

 

Выделяются  также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.).


Информация о работе Общее представление о развитии личности