Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:37, реферат
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Важность для подростка его общения со сверстниками нередко скрывает, отодвигает на дальний план его проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Вместе с тем именно родители и педагоги выступают, когда речь идет о подростках, основными заказчиками психологической службы, пытаясь решить проблемы, возникающие в социальной ситуации развития подростка.
Первый источник этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные и примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Уже говорилось о том, что взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка, а ведь этим начинается и заканчивается почти любая научная или популярная книга о психологии отрочества.
Исследование показало, что, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV-V классов в той или иной степени соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся VII-VIII классов весьма от нее далеки. Причем специальный анализ свидетельствует о том, что эти представления родителей и учителей о субъективном мире подростка, становясь все более непохожими на реальности этого мира, сближаются у учителей и родителей. Иными словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя – своих учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.
И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми. Именно этот момент подростки начиная с V класса отмечают в качестве своей главной претензии ко взрослым, в качестве главного основания своих огорчений в общении с ними: « Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой» (V класс), “огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они все скрывают от меня, а мои секреты вторгаются” (VIII ). Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении с взрослыми “на равных”, редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом этого, как правило, становится противопоставление себя, своего ”Я” взрослым, потребность в автономии.
Тот факт, что по сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается фрустрированной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями.
Для этих конфликтов типично то, что его виновником всегда признается подросток – так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки. Подобную позицию подростков некоторые авторы называют “психологическим смирением”, связывая ее с принятием навязываемых им формальных отношений “послушания”, ломка позиции “психологического смирения” чаще всего приводит к “психологическому бунтарству”. Когда возникает это “психологическое бунтарство”, взрослые начинают бить тревогу, идут к психологу, ищут выхода, а “психологическое смирение” всех устраивает.
Другой момент – это когда взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал “непослушным”, “скрытным” и т.д. и т.п. – и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка к симпатии по отношению к взрослым, стремления помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним “на равных”. Многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Но ведь только через реальные проявления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества могут развиваться.
Если сравнивать между собой сферы общения подростков с родителями, с одной стороны, и с учителями – с другой, то при всей напряженности первой, все же значительно более “запущенной”, малопродуктивной с точки зрения личностного развития оказывается вторая. Некоторые исследования показали, что переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, во-первых, занимают одно из последних мест, в во-вторых, с учителями у подростков связаны одни только отрицательные переживания.
Более детальный анализ свидетельствует
о том, что характер общения с учителями
и субъективного отношения к нему изменяется
на протяжении подросткового возраста.
Если ведущим мотивом младших подростков
является стремление получить поддержку,
поощрение учителя за учение, поведение
и школьный труд, то в более старшем возрасте
– стремление к личностному общению с
ним. Начиная с VI класса подростков все
больше волнуют профессиональные и личностные
качества педагогов. Причем если профессиональные
качества педагогов подростков в целом
устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворенность
личностными качествами педагогов воспринимается
подростками чаще всего как проблема «справедливости»
учителя. Однако, несмотря на неудовлетворенность
подростков личностными качествами учителей,
они вес равно стремятся к общению с ними,
чего, кстати, учителя чаще всего не замечают.
Они, как правило полагают, что подростки
удовлетворены общением с ними, равно
как и их личностными качествами. Таким
образом, с возрастом складывается ситуация
нарастания у подростков потребности
в личностном общении с педагогами и –
невозможности ее удовлетворения. Соответственно
расширяется и зона конфликтов – внешних
и внутренних.
Характер
не является застывшим образованием,
он формируется на всем жизненном
пути человека. Анатомо-физиологические
задатки не предопределяет абсолютно
развитие того или иного характера.
Признание же зависимости характера
от таких факторов, как внешний
облик, конституция тела, дата рождения,
имя и т.п., ведет к признанию
невозможности сколько-нибудь существенным
образом изменять и воспитывать
характер. Однако вся практика воспитания
опровергает тезис о
Характер
несмотря на свою многогранность, лишь
одна из сторон, но не вся личность.
Человек способен подняться над
своим характером, способен изменить
его, поэтому, когда говорят о
прогнозировании поведения, не забывают,
что оно имеет определенную вероятность
и не может быть абсолютным. Личность
может бросить вызов
Список литературы