Общее понятие о характере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:37, реферат

Описание работы

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Работа содержит 1 файл

Психология реферат.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

      Важность  для подростка его общения  со сверстниками нередко скрывает, отодвигает на дальний план его проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Вместе с тем именно родители и  педагоги выступают, когда речь идет о подростках, основными заказчиками  психологической службы, пытаясь  решить проблемы, возникающие в социальной ситуации развития подростка.

        Первый источник этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные и примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Уже говорилось о том, что взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка, а ведь этим начинается и заканчивается почти любая научная или популярная книга о психологии отрочества.

        Исследование показало, что, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит  у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV-V классов в той или иной степени соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся VII-VIII классов весьма от нее далеки. Причем специальный анализ свидетельствует о том, что эти представления родителей и учителей о субъективном мире подростка, становясь все более непохожими на реальности этого мира, сближаются у учителей и родителей. Иными словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя – своих учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.

        И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми. Именно этот момент подростки начиная    с V класса отмечают в качестве своей главной претензии ко взрослым, в качестве  главного основания своих огорчений в общении с ними: « Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой» (V класс), “огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они все скрывают от меня, а мои секреты вторгаются” (VIII ). Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении с взрослыми “на равных”, редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом этого, как правило, становится противопоставление себя, своего ”Я” взрослым, потребность в автономии.

        Тот факт, что по сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали  их равноправными партнерами в общении, оказывается фрустрированной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями.

        Для этих конфликтов типично то, что его виновником всегда признается подросток – так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки. Подобную позицию подростков некоторые авторы называют “психологическим смирением”, связывая ее с принятием навязываемых им формальных отношений “послушания”, ломка позиции “психологического смирения” чаще всего приводит к “психологическому бунтарству”. Когда возникает это “психологическое бунтарство”, взрослые начинают бить тревогу, идут к психологу, ищут выхода, а “психологическое смирение” всех устраивает.

      Другой  момент – это когда взрослые, видя взросление подростка, чаще всего  замечают в этом процессе только его  негативные стороны: подросток стал “непослушным”, “скрытным” и т.д. и т.п. – и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним  из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности  подростка к симпатии по отношению к взрослым, стремления помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним “на равных”. Многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Но ведь только через реальные проявления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества могут развиваться.

        Если сравнивать между собой сферы общения подростков с родителями, с одной стороны, и с учителями – с другой, то при всей напряженности первой, все же значительно более “запущенной”, малопродуктивной с точки зрения личностного развития оказывается вторая. Некоторые исследования показали, что переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, во-первых, занимают одно из последних мест, в во-вторых, с учителями у подростков связаны одни только отрицательные переживания.

        Более детальный анализ свидетельствует о том, что характер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в более старшем возрасте – стремление к личностному общению с ним. Начиная с VI класса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Однако, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителей, они вес равно стремятся к общению с ними, чего, кстати, учителя чаще всего не замечают. Они, как правило полагают, что подростки удовлетворены общением с ними, равно как и их личностными качествами. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и – невозможности ее удовлетворения. Соответственно расширяется и зона конфликтов – внешних и внутренних.  
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Характер  не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном  пути человека. Анатомо-физиологические  задатки не предопределяет абсолютно  развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера  от таких факторов, как внешний  облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию  невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать  характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве  характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

     Характер  несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над  своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о  прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность  и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам  и стать другой (если, конечно, она  не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по  психологии (адрес: http://www.psychology.ru/Library).
  2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999. – с.394-425
  3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. − М.-2000. − с.355-384

Информация о работе Общее понятие о характере